Главная достопримечательность и визитная карточка Репино – музей-усадьба «Пенаты». На этой даче в конце позапрошлого века поселился художник И.Е. Репин и прожил там до самой своей кончины. Возводилась усадьба по проекту самого живописца, название придумал он же. Благодаря Репину стал популярен и сам поселок
Пенаты, по верованиям древних римлян, – боги хранители домашнего очага и семейного благополучия.
Илья Ефимович Репин купил усадьбу 27 мая 1899 года. Участок (около двух гектаров), запущенный, заросший кустарником и деревьями, через несколько лет превратился в парк с аллеями, беседками, прудами, которые наполнялись водою из вырытого около дома артезианского колодца.
Усадьба была зарегистрирована на имя его второй жены – Натальи Борисовны Нордман (1863-1914 гг.). По завещанию, в случае ее смерти, «Пенаты» переходили И.Е. Репину, а после его кончины – в собственность Императорской Академии художеств, с условием, что здесь будет открыт музей.
Строительство в Пенатах велось без предварительного плана, все помещения создавались по рабочей необходимости. Работы осуществлялись по замыслу и эскизам самого И.Е. Репина и под его непосредственным наблюдением.
К дому добавлялись башенки, прозрачные крыши, новые пристройки и балконы. Появилась зимняя веранда, которая использовалось Репиным в качестве мастерской. Впоследствии художник украсил ее стены резными узорами в виде грифонов. Гостиную часто называли «Комнатой Венеры».
На первом этаже дома также находится веранда, одно из любимых мест художника. Веранду называли верандой бюстов, так как здесь вдоль окон стояли скульптурные работы Репина.
Почти весь второй этаж дома занимает мастерская Репина. Художник построил её летом 1906 года и в следующем году, отказавшись от профессорства в Академии художеств, стал постоянным жителем «Пенатов». По словам Репина здесь, в мастерской, он «проводил лучшие часы в своей жизни».
Финские соседи были в шоке от внешнего вида дома: «Здание было безобразнейшим на Перешейке. Оно было продуктом странной фантазии. От него во все стороны отходили небольшие выступы, веранды, пристройки, количество которых с годами увеличивалось...».
В доме на знаменитых «репинских средах» бывали Максим Горький, Корней Чуковский, сюда приходили Маяковский, Есенин, Леонид Андреев, Давид Бурлюк, Короленко, Куприн, народоволец Морозов, композиторы Лядов, Глазунов и многие другие.
К сожалению, во время Великой Отечественной войны имение выгорело дотла. Однако в 1962 году усадьбу художника восстановили и вновь открыли в нем музей, который работает здесь и по сей день.
Несмотря на то, что от оригинальных построек в «Пенатах» практически ничего не осталось, в самом начале Великой Отечественной войны некоторые предметы из усадебного дома удалось вывезти в Ленинград. Благодаря этому посетители музея могут увидеть кое-какие подлинные вещи художника, а безвозвратно утраченные предметы музейщики постарались заменить аналогичными - вроде беккеровского рояля.
Помимо здания музея в «Пенатах» обязательно нужно осмотреть и территорию усадьбы: парк, пруды, тропинки, деревянные мостики и даже Чугуевая гора, названная так Репиным в память о родном городе.
В непосредственной близости от усадебного дома находится единственное сооружение, сохранившееся в неизменном виде - бетонный колодец, получившим название в честь древнегреческого морского бога. В строительстве «Посейдона» И.Е. Репин принимал личное активное участие и даже планировал вместе с финским предпринимателем открыть контору по продаже воды, поскольку сам верил в ее лечебные свойства.
На площади Гомера привлекает внимание посетителей беседка «Храм Осириса и Изиды», где в начале XX века проводились концерты, лекции, танцы, чаепития. Более того, по воскресеньям территория усадебного парка была доступна для всех желающих - на широкой поляне устраивали народные гуляния.
Летом 2022 года завершились работы по восстановлению башни Шахерезады, установленной на Чугуевой горе. Когда-то с этой самой высокой точки парка можно было увидеть Финский залив. Сегодня удастся рассмотреть разве что разросшиеся деревья - моря уже не видно, а башенка получила свое название в честь Натальи Нордман, которую Репин величал Шахерезадой за ее умение очень интересно рассказывать.
В 1930 году, в возрасте 86 лет, Илья Ефимович Репин скончался. Согласно своему желанию, художник был похоронен здесь же в «Пенатах».
Посещение Музея-усадьбы И.Е. Репина «Пенаты» осуществляется только по предварительно купленным онлайн билетам, вход в парк – бесплатный.
Сергей Козлов
Все выпуски журнала «ЭкоГрад» в электронной версии читайте на pressa.ru,
Бумажные экземпляры спецвыпусков и книги В. Климова можно приобрести на OZON