Марийский этнографический музей под открытым небом в Козьмодемьянске. По рекам от Урала до Москвы. Часть 10.2

Марийский этнографический музей под открытым небом в Козьмодемьянске. По рекам от Урала до Москвы. Часть 10.2  - фото 1Этнографический музей под открытым небом им. В.И. Романова был открыт летом 1983 года. Это событие было приурочено к 400-летию Козьмодемьянска. Он стал основным хранилищем памятников зодчества, предметов быта, труда и культуры земледельцев и кустарей горномарийской стороны. Ожившие экспонаты помогают глубже познать историю, внушают гордость за славные дела предков

В настоящее время наблюдается небывалый рост интереса к истории родного края, к родословной своей семьи. Без знания истории невозможно понять настоящее и предвидеть будущее. Необходимо беречь и развивать национальные культурные традиции, формировать интерес у подрастающего поколения. Существенную роль в решении этой задачи играют музеи, которые сохраняют, популяризируют ценности истории и культуры своего народа.
Этнографический музей под открытым небом им. В.И. Романова уникален тем, что рассказывает о культуре, быте, трудолюбии народа мари, местом компактного проживания которого является правобережная часть республики Марий Эл.

Марийский этнографический музей под открытым небом в Козьмодемьянске. По рекам от Урала до Москвы. Часть 10.2  - фото 2Марийский этнографический музей под открытым небом в Козьмодемьянске. По рекам от Урала до Москвы. Часть 10.2  - фото 3Марийский этнографический музей под открытым небом в Козьмодемьянске. По рекам от Урала до Москвы. Часть 10.2  - фото 4
Место, где расположен музей – самая высокая точка города с прекрасным видом на Волгу. Чтобы подготовить землю, на которую встанут старинные постройки, засыпали овраги, давали усадку грунту. Строения в деревнях разбирали по брёвнышку бригады плотников, знакомых с деревянным зодчеством. На новом месте самобытные строения воссоздавали в первозданном виде. За этим строго следила художественная комиссия.
Члены комиссии отбирали постройки в деревнях – старинные, но при этом в хорошем состоянии. Также экспонаты нового музея должны были быть созданы по технологиям и обычаям марийцев. Ну и, конечно, оценивалась внешняя красота объектов. Они должны быть красивыми.
Дома забирали у людей, которые уже получили на новом месте жильё. Те семьи кто, отдавал строения и большое количество предметов быта и труда безвозмездно, получили документ, разрешающий их потомкам посещать будущий музей бесплатно.
Работы по созданию музея в общей сложности длились 4 года.
На территории музея располагается более 60 разнообразных построек и бытовых объектов. Внутри в музейных строениях хранится около 7 тыс старинных экспонатов, связанных с бытом и традициями горных марийцев. Всего для посетителей открыто 28 тематических павильонов, среди которых:
- Шатровая ветряная мельница. Это визитная карточка музейного комплекса. Она представляет собой реальный образец функционирующей мельницы - внутри все обустроено как в настоящей мельнице: есть оборудованные помещения для помола, соединенные лестницами, и, даже, спальная комната мельника.
- Павильон «Ткачество и ткацкие устройства». Посетители павильона узнают о старинном, ныне утерянном, процессе изготовления льна вручную. В павильоне представлены различные приспособления для ткачества: прялки, леномялка, станки.
- Павильон «Марийский национальный костюм». В экспозиции представлены народные костюмы разных мари: луговых, горных и юго-восточных. Костюмы укомплектованы оригинальной обувью и ювелирными украшениями. Особенно впечатляет женский костюм конца XIX века, сшитый из конопляного холста, изготовленного ручным способом. Костюм богато расшит народными узорами.
- Павильон «Декоративно-прикладные промыслы». В павильоне представлена самая крупная экспозиция, включающая сотни различных предметов народного творчества. Из наиболее примечательных экспонатов: мебель, плетенная из черемуховых прутьев; кустарно изготовленные трости.
- Курная изба. Она представляет собой дом с земляным полом, глинобитной печкой. Печь в доме без трубы, дым попадает в жилище, на улицу выходит с помощью отверстия в крыше. Это типичное жилище XVIII–XIX веков. Такие избы среди бедного населения региона сохранялись вплоть до СССР.
- Крестьянская изба и двор. Данная изба представляет более зажиточный вариант марийского деревенского дома. Бревенчатая изба более просторная и светлая, убранство декорировано кружевными салфетками, узорными полотенцами. В целом постройка похожа на русскую избу. Отличием является надворная постройка, именуемая куды. Это местный вариант летней кухни из бревенчатого сруба с открытым очагом на земляном полу.
- Кузница. Это небольшой деревянный сруб и установленный рядом с ним станок, на котором подковывали лошадей. Внутри экспонируются горн с наковальней, а также минимально необходимый набор инструментов кузнеца. Здесь же располагается станок, который используется для стяжки колес.

Марийский этнографический музей под открытым небом в Козьмодемьянске. По рекам от Урала до Москвы. Часть 10.2  - фото 5Марийский этнографический музей под открытым небом в Козьмодемьянске. По рекам от Урала до Москвы. Часть 10.2  - фото 6Марийский этнографический музей под открытым небом в Козьмодемьянске. По рекам от Урала до Москвы. Часть 10.2  - фото 7Марийский этнографический музей под открытым небом в Козьмодемьянске. По рекам от Урала до Москвы. Часть 10.2  - фото 8
В историческом антураже туристы могут увидеть сценки из жизни марийцев: деревенские гуляния, ритуал сватовства, свадебное застолье и другие.
Свадьба горных мари представляет яркий, насыщенный традиционный комплекс обрядов. В нем можно выделить три основных этапа: сватовство, свадьба и послесвадебные обряды.
На смотрины у горных марийцев обычно отправлялись сват, сваха, лицо, подбиравшее кандидатуру будущей невесты, отец жениха и сам жених. Обязательным условием было прибытие участников верхом или в запряженном тарантасе даже в том случае, когда расстояние составляло всего несколько домов. Смотрины предполагали совместное пиршество с принятием ритуальной пищи, для которой изготавливали из шкуры жертвенного животного специальную кожаную сумку.
В свадебном церемониале каждый родственник семьи, житель деревни, сверстник жениха и невесты играл свою особенную роль.
Перед приездом жениха невесту одевали в традиционный костюм: платье с вышивкой, поверх платья - кафтан, затем завязывали пояс и передник, надевали серебряные украшения. Голову повязывали платком, это означало, что она еще девушка.
По приезду свадебного поезда жениха закрывали ворота в доме невесты.
«Дружкам» нужно проявить свою сноровку и смелость, чтобы перебраться через забор и открыть ворота. А невесту в это время прятали, и жених должен был показать свою смекалку в ее поиске.
Во время застолья в доме невесты жених садился на специальное место за столом в избе, которое заранее застилали войлоком. Рядом садился его отец и близкие родственники. Одной из отличительных черт горномарийского свадебного комплекса является устройство специфического места проведения свадьбы - шилык. Во дворе ставили срубленную рябину, несколько столов с лавками для угощения гостей и свадебного распорядителя.
В доме невесты долго не задерживались. Повеселившись, поезжане начинали собираться в дом жениха. «Дружки» выносили в повозку приданое невесты, а родители в это время давали свои наставления дочери: «стесняйся старших, бойся младших» и другие. И она в знак благодарности вручала подарки родителям.
Во время совершения традиционного свадебного церемониала молодые приобретали практические и теоретические знания о супружеской жизни.

Марийский этнографический музей под открытым небом в Козьмодемьянске. По рекам от Урала до Москвы. Часть 10.2  - фото 9Марийский этнографический музей под открытым небом в Козьмодемьянске. По рекам от Урала до Москвы. Часть 10.2  - фото 10Марийский этнографический музей под открытым небом в Козьмодемьянске. По рекам от Урала до Москвы. Часть 10.2  - фото 11Марийский этнографический музей под открытым небом в Козьмодемьянске. По рекам от Урала до Москвы. Часть 10.2  - фото 12
Музей очень дорог всем жителям края, молодому поколению, он наглядно демонстрирует «дела давно минувших дней», быт и занятия предков, а людям старшего поколения дает возможность вспомнить годы далекой молодости.
Сергей Козлов

 

Все выпуски журнала «ЭкоГрад» в электронной версии читайте на pressa.ru,

Бумажные экземпляры спецвыпусков и книги В. Климова можно приобрести на OZON

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить