Рассматривая африканские саванны с раскидистыми зонтичными акациями, мы видим огромные шары, свисающие с веток и похожие на елочные игрушки. На самом деле это гнезда - жилища африканских ткачиков. Они все величиной с воробья, очень жизнерадостные, трудолюбивые и обожающие коллективное гнездование.
В Восточной и Южной Африке в период размножения масковых ткачиков они увешивают акации целыми гирляндами из плетеных гнезд. Их сооружают самцы, но заботятся о потомстве самки. И пока они высиживают яйца, самцы уже находят новых невест. Счастье и успех самца зависят не столько от его физических достоинств, как от того, какие у него получаются гнезда. Да, да - чем краше и зеленее гнездо, тем выше его шансы завоевать сердце новой и привлекательной дамы.
Ткачу для гнезда нужна надежная ветка с развилкой. Выбрав подходящее место, самец собирает строительный материал - узкие листья, лозу, длинные травинки - и с помощью клюва и лапок привязывает их к ветке. Получается прочное кольцо, служащее основой будущего гнезда. С помощью клюва самец строит крышу и стенки, подвязывая и переплетая стебли и травинки одну над другой. Затем он сплетает крыльцо, загибая его под переднюю часть гнезда. Получается нечто вроде раковины с входом снизу. Между входом и гнездовой камерой он сооружает порог, предохраняющий яйца и птенцов от выпадения из гнезда.
Самец, закончив строительство, повисает под гнездом и машет крыльями, чтобы показать яркие перышки на их внутренней стороне, чтобы привлечь внимание самки. Если эти танцы на гнезде привлекают самку, а само гнездо свежее и зеленое, то она, вероятно, примет ухаживание. Но, как бы самец ни старался, он не добьется успеха, если его гнездо бурое и сухое. Трава быстро жухнет на жарком солнце, и гнездо остается свежим не дольше недели. Поэтому самец, которому не удалось за это время спариться, вынужден строить новое жилище. Такая избирательность самок вовсе не каприз: если гнездо зеленое, значит, оно новое и достаточно крепкое, чтобы стать надежным убежищем для нее и ее семьи.
Когда молодой самец впервые пробует сплести гнездо, то оно у него получается неряшливым. Тогда ему приходится строить несколько гнезд, одно за другим, прежде чем какая-то самочка соблазнится его работой. Порой надо расплести первое гнездо, чтобы использовать материал для нового. Постепенно сооружение становится гораздо привлекательнее. Если самка принимает его, она устилает донышко мягкими кончиками травы и перышками, а затем откладывает яйца и насиживает их около двух недель.
Азиатские ткачи-байя и африканские ткачи-касины сооружают входной туннель в виде рукава длиной до 60 см. Если в гнездо пытается проникнуть хищная птица, то при первом прикосновении к рукаву он проваливается внутрь. Хозяева же, чтобы попасть в гнездо, сначала на большой скорости устремляются вниз ко входу, а затем, сложив крылья, с разгона проносятся вверх по рукаву, не касаясь его стенок.
В сухих злаковниках Юго-Западной Африки на деревьях и телеграфных столбах нередко можно видеть целые стога сена, представляющие собой коммунальные гнезда из множества (до 300!) сплетенных из растений корзинок под общей крышей. Это - колониальные гнездовья обыкновенного ткача. Входные отверстия, расположенные внизу, ведут каждое к группе гнезд, имеющих форму чаши. Летом в гнезде живут пара и их птенцы, а зимой там укрываются по нескольку взрослых птиц.
Обыкновенный общественный ткач похож на родственного ему европейского воробья. Эти птицы не совершают сезонных миграций и даже вне периода размножения обитают в тех же гнездах, куда, наевшись семян и насекомых, прилетают по вечерам спать. Гнезда служат не один год, ремонтируются и расширяются, так что колония, вначале состоявшая всего из нескольких гнезд и напоминавшая необычный плод, со временем разрастается в огромную структуру, вдвое выше человеческого роста и в 4 раза шире. В тех районах, где температура воздуха днем доходит до 34°С, а ночью опускается до 16°С, гнездо имеет преимущества: внутри него колебания температуры вдвое меньше благодаря теплоизоляции, создаваемой плетеными стенками и крышей. По соображениям безопасности у большинства птиц гнезда неприметные, а гнезда ткачей заметны издали. Безопасность этим птицам обеспечивает их многочисленность: редкий хищник добирается до входа в общий дом без того, чтобы кто-нибудь из обитателей не поднял тревогу. Страсть ткачей к строительству порой оборачивается катастрофой: коммунальный дом становится таким тяжелым, что дерево его не выдерживает и рушится, а гнезда падают и разбиваются о землю. Когда это случается, птицы начинают строить на новом дереве новый дом.
Василий КЛИМОВ, фото автора.