«ЭкоГрад»: Сергей Корнеев о том, где мы отдохнем. Часть третья

 «ЭкоГрад»: Сергей Корнеев о том, где мы отдохнем.  Часть третья - фото 1Журнал «ЭкоГрад» всегда выступал за развитие всех видов туризма в России. И экологического, и рекреационного, и исторического. Продолжать называть виды туризма можно долго, лучше предоставить слово специалисту в своем деле -заместителю руководителя агентства по туризму Сергею Корнееву. По его словам, по действующему законодательству туризм входит в компетенцию областной власти.


Но для масштабного роста отрасли требуется поддержка со стороны местных властей. Во многих городах идут на открытие туристических информационных центров (ТИЦ). Эти структуры занимаются формированием привлекательности местности, позиционированием, продвижением данного направления. О городе и регионе будут лучше узнавать, туда поедут люди.
ТИЦы уже успешно функционируют в таких крупных городах, как Санкт-Петербург, Екатеринбург, Самара. А в Ярославской области, где туризму уделяют пристальное внимание, они созданы даже в небольших городах. Там понимают, что это позволяет развиваться конкретным населенным пунктам, продвигаться и зарабатывать деньги.
В Ярославской области, где туризму уделяют пристальное внимание, информационные центры созданы даже в небольших городах.
В «Долгосрочной стратегии развития городского округа город Воронеж», отмечается, что именно туризм является одним из приоритетных направлений развития города. Да, создание ТИЦ — это проблема, надо изыскивать средства, но в других населенных пунктах ищут и успешно находят решение этого вопроса. Например, такие центры созданы в городах Чаплыгин и Елец Липецкой области, где формируют туристско-рекреационные зоны (кластеры).
Сегодня туристские информационные центры объединяются в Национальную Ассоциацию информационно-туристских организаций (НАИТО). В туристском сообществе уже убедились в эффективности этих структур.
Следующий пункт, который был в этом поручении, по памяти помню – это создание системы туристской информации, навигации, то есть туристских указателей, которые сейчас, в общем-то, связали дороги. Мы понимаем, что туристы сейчас всё больше путешествуют на автомобилях. Да даже общественный транспорт – туристские автобусы не всегда знают, как быстро и точно доехать до пункта назначения.
И вот представлен тот новый шаг, о котором мы думаем сейчас. Я бы назвал этот шаг поддержкой маршрутов, потому что появляется определённый сервис. Говорить о том, что у нас сервис плохой или хороший можно, но неправильно, потому что он разный абсолютно. Есть места с одним уровнем сервиса и на одни категории туристов рассчитанные, есть места другие, третьи...
Но эти кластеры, о которых мы опять же говорили, эти точки роста, они соединились с современным сервисом, и появились туристско-информационные центры, появились указатели, навигация и т.д. и т.п. Дальше это будет развиваться, как запущенный механизм. Это как дерево: оно прижилось, его полили вовремя, оно дальше вырастит огромное, очень красивое. Да, наверно, не завтра – деревья не растут за день. Но мы слышим и знаем о том, что что-то происходит.
Так вот сейчас мы считаем, что эти кластеры уже нужно связать в маршруты, потому что для туриста, если посмотреть с точки зрения нас как путешественников за границу, субъект Федерации не существует. Границы этих туристских кластеров тоже, в общем-то, туристам не важны. Турист приехал из Ярославской области в Тверскую, он может об этом даже не догадываться. Или из Московской области въехал в субъект Федерации город Москва – он этого тоже даже не заметит, ему это не важно. Турист путешествует от точки интереса к точке интереса. У одних эти точки интереса – история, у других – природа, у третьих – культура. И от кластера к кластеру, от точки к точке, от привлекательного туристского объекта сами по себе существовали хаотично маршруты.
Знаете, есть такая теория муравьиных троп: что есть такие оптимальные маршруты, оптимальные места, вокруг которых всё должно развиваться. Этот рост должен переходить, как мы сейчас считаем, от точек к магистралям, если говорить таким академическим языком с учётом аудитории.
На самом деле, если говорить просто, опять же сегодня «Шёлковый путь» – глобальный проект, глобальный маршрут, который разрабатывает Всемирная туристская организация, который разрабатывает КНР, уже упоминался. Это такой магистральный маршрут общемирового масштаба, который идёт от Китая до Италии. И дальше там уже простор для творчества. Кто шёл, тот доходил до Скандинавии и куда угодно. Эти пути и есть глобальный магистральный маршрут, только это мировой пример.
У нас тоже такое было. Опять же, я не зря вспомнил советский опыт. У нас в советском опыте было многое, что можно использовать только в новых условиях. Советский интурист формировал маршруты. Таких маршрутов было 135-155. Они охватывали союзные республики, города-герои и т.д. И каждый человек выбирал их по интересам, или ехал туда, куда его в те времена направили в туристскую поездку. Это были ныне иностранные туристы, и их было очень много, кстати.
Последний такой глобальный маршрут, который сформировался тогда, и через два года мы будем отмечать его 50-летие – это Золотое кольцо России. 48 лет назад один журналист написал серию очерков «Золотое кольцо России» по тому реальному транспортному маршруту, который был разработан и внедрен в советскую систему. Потом к 1980 году, к московской Олимпиаде, от этих маршрутов отказались, сказав, что маршрутов уже и так очень много. В общем, за 50 лет больше ничего в этой маршрутной части, в туризме не появилось. Мы живём Золотым кольцом России, потому что оно превратилось в бренд, который объединяет известные города, субъекты страны федерального округа: Суздаль, Владимир и т.д.
Таким же маршрутом был Ленинград – город белых ночей. Хочу вспомнить, что это тоже бренд советского интуриста, потому что белые ночи как географическое явление есть и в Стокгольме, и в Канаде и т.д., но турпродуктом, в том понимании, это стало после того, как появился этот маршрут на Ленинград в Москву. Всё, потом мы имели паузу.
Сейчас были проработаны несколько федеральных маршрутов, и они начинают дальше развиваться. Маршрут «Русские усадьбы», который Министерство культуры в 2012 году вместе с соответствующими усадьбами, связанными по инициативе Ясной поляны и других коллег, начало формировать. Это интереснейший маршрут, на котором сейчас уже реальный качественный рост количества туристов, потому что, опять же, как правильно говорил Олег Петрович и все, этот маршрут надо проложить, об этом маршруте люди должны узнать, потому что мы, наверно, догадываемся, что есть какие-то русские усадьбы, но пока об этом нам не расскажут, мы для себя решение о поездке не примем.
Опять же, возвращаясь к старому опыту, где-то в 90-х годах ЮНЕСКО проводил опрос не о туризме, а вообще о привлекательности городов мира с разных точек зрения, в том числе с точки зрения того, хотели бы вы туда приехать. Санкт-Петербург, например, тогда отметили 30 миллионов опрошенных человек, которые сказали, что хотели бы посетить его. А приезжало на тот момент в Санкт-Петербург чуть менее 2 миллионов. Это отложенный спрос, потому что кажется, что есть там что-то красивое в городе, но он 100–300 лет стоял и ещё 100 лет простоит, приедим потом, а сейчас поедем куда-то на какое-то мероприятие, на что-то более интересное. Человека надо уметь зацепить, чтобы он решил поехать к вам туристом..
Дальше – Серебряное ожерелье. Опять же, советским туризмом был разработан ещё тогда маршрут предельно четко определенный разными ведомствами маршрут Серебряное кольцо. Он должен был быть, насколько я знаю, запущен после Золотого кольца, но не случилось. Теперь таких маршрутов жёстких нет, люди путешествуют, как хотят, поэтому мы говорим о брендированных направлениях, о магистральных маршрутах. Это Северо-Западный Федеральный Округ.
Дальше идет Чайный путь близкий к Шёлковому пути, Уральское кольцо, Сибирское кольцо. Эти точки уже связываются брендами. Это одновременно и инфраструктура, и поэтому Минтранс очень активно участвовал на совещании у премьера. Об этом говорилось, что надо поддержать транспортом. И сегодня об этом упоминалось, что транспорт у нас дорог. Кстати, и сегодня мы говорили о том, что на Камчатку дорого лететь из Москвы.
Но у нас туризм не только из Москвы на Камчатку. Вот я поехал из Москвы в Тверскую область тоже туристом. Поэтому развитие регионального туризма, грубо говоря, таких брендов, на поездки в соседние субъекты Федерации – это тот же туризм, и многие люди хотят это делать или, может быть, могут себе позволить это, но действительно не так дорого. Поэтому эти кластеры и маршруты – это теперь территория.
И поэтому министром культуры был предложен на совещании механизм субсидирования этих маршрутов. Он где-то схож с тем механизмом, который используется в транспорте, где субсидируется авиаперевозка для разных субъектов Федерации, опять же поддержка, в том числе Дальнего Востока и Крайнего Севера, Поволжского федерального округа, того же Калининграда. Только это субсидирование уже туроператоров, тех туроператоров, которые начинают раскачивать, раскручивать эти маршруты.
Это еще будет обсуждаться. Этот механизм может по-разному использоваться, учитываться. Но это не только прямая поддержка, это ещё и поддержка рекламная, информационная и маркетинговая, потому что как об этом говорили, действительно в 90-е годы был такой ролик по телевизору: у нас много хороших товаров, но об этом никто не знает. У нас есть кластеры, есть новые точки, есть риски и ресурсы разные, с разной инфраструктурой, но мы сами мало знаем об этих возможностях.


Александр Перепечко

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить