2 октября в Берлине открылся национальный туристский офис России Visit Russia. Теперь сотрудники небольшого офиса на улице Беренштрассе будут всеми возможными силами зазывать немецкого туриста в Россию. Зачем нам это нужно, рассказал замглавы Ростуризма Сергей Корнеев.
Премьер Дмитрий Медведев дал поручение проработать и согласовать поддержку магистральных маршрутов маркетингом, возможно, прямыми субсидиями, а такой опыт есть в мире. Есть и в Израиле, и в Турции был, с которой мы сейчас с туризмом прекратили сообщение, когда они субсидировали конкретных операторов, которые приводили к ним туристов. Доплачивали, то есть фактически компенсируя те усилия, которые сам туроператор уже вкладывает в раскрутку, говоря современным языком, этого маршрута. Сейчас Кения объявила о том, что они готовы приезжающим из России компенсировать, субсидировать с чартерных рейсов определенную стоимость маршрута. То есть Кения и другие страны за наших туристов борются. Мы должны тоже побороться за иностранных туристов и за своих тоже. Вокруг этих маршрутов, вокруг этих туристских зон – рекламная информационная маркетинговая поддержка.
Мы создали в этом году за рубежом пилотный проект, и об этом тоже говорилось – национальные туристские офисы. При этом это не офисы Ростуризма, это не государственные чиновники, которые сидят там. Это полностью партнерский проект бизнеса. Есть проект «Easy Trans», как мы его назвали, это проект партнерства транспортных компаний, гостиничных компаний, субъектов Федерации, нас.
Сергей Корнеев пояснил, зачем нужны офисы за рубежом - Не путайте, это не офис Ростуризма в Германии, чиновников, работающих за границей за госзарплату, здесь нет. Турофисы Visit Russia — это партнерский проект государства и частных фирм, занимающихся туризмом. Финансовое участие Ростуризма здесь минимально. Мы даем представительствам лишь частичное госзадание. А заниматься Visit Russia будет продвижением въездного туризма в Россию. Это такой туристско-информационный центр. И эти офисы, которые в пилотном режиме были открыты в прошлом году: Балтийский офис в Хельсинки, например. Россия интересна для немецкого туриста.
Сергей Корнеев объяснил и почему в июле прошлого года был открыт офис Visit Russia в Хельсинки, и чем был обусловлен выбор городов.
По его словам, мы хотим открывать флагманские партнерские туристско-информационные офисы на федеральных транспортных хабах. Такими хабами, к примеру, являются Хельсинки, Берлин. Естественно, мы планируем выход на Китай. Весь мир борется за китайских туристов, которые массово поехали за рубеж. К примеру, только в прошлом году они оставили в России $1 млрд. И это не за нефть и газ, а за впечатления и сувениры. Следующим шагом после Китая будет Индия.
Санкции играют нам даже на руку. Россия на слуху, ею интересуются и, следовательно, хотят к нам попасть. Мы видим два больших сегмента туристов, для которых привлекательна наша страна. Первый — это восточные немцы послевоенного поколения, так называемого поколения беби-бумеров. Не секрет, что восточные немцы зарабатывают меньше западных, поэтому путешествуют меньше, но с выходом на пенсию они становятся на порядок богаче и могут позволить себе путешествия. Поскольку восточные немцы — из единого с вами советского прошлого, то они не боятся Россию, многие знают русский язык, потому что учили его в школе и им интересно, что произошло с нашей страной за последние четверть века. Второй сегмент, который мы мало раскрутили, — это молодежь. Она меньше руководствуется тем, что видит по телевизору, они аполитичны, и современная Россия им тоже интересна.
И все же не все так просто. Германия – многие годы была до позапрошлого года номер один по иностранному туризму, а вот сейчас количество китайских туристов впервые в истории превзошло немцев, и в этом году это повторилось. Это Италия – Средиземноморский регион, это Дубай – Ближний Восток.
Отдельная тема: мы с коллегами присутствовали на открытии дубайского офиса, офиса в Китае. В этом году мы планируем (у нас очень много инициатив по бизнесу) продолжить дальше эти офисы открывать. Есть предложения и в азиатском регионе, и в европейском открывать эти офисы. В общем, это партнерский механизм. Мы эти офисы не содержим, мы им даём некое софинансирование на проектную деятельность, опять же, на маркетинг, чтобы участники привозили к нам сюда турфирмы, журналистов, чтобы они проводили презентации городов, регионов, туристских продуктов в этих самых маршрутах у себя в стране.
Мы считаем, что это механизм оптимизации расходов, потому что люди разбирающиеся, сидящие в той стране, работающие прямо там, они лучше знают, чем мы из Москвы, с кем работать на немецком рынке, какие связи налаживать и т.д. Поэтому теперь мы даём инструменты партнерству уже для продвижения того, что есть, для того, что создаётся, для тех же гостиничных комплексов, которые строятся в рамках ТЦП, тех же маршрутов, которые формировались и будут дальше формироваться, как туристские продукты, как туристские бренды, и для всего того, что современный туризм нам даёт.
Инструмент мы создали, мы его софинансировали. Бюджет, честно говоря, очень скромный. Если мы посчитаем сейчас Израиль, то на рекламу в России только во втором этапе в этом году два миллиона долларов было выделено, чтобы получить российских туристов себе. К сожалению, нам о таких бюджетах приходится только мечтать.
Но у нас есть партнёрство, есть регионы, поэтому в проект всё больше и больше включаются, как я уже говорил, регионы, туроператоры.
В Хельсинки мы, к примеру, продвигаем Татарстан. Здесь совпало, что, с одной стороны, туристы из Финляндии не очень любят ездить «на юга», а с другой стороны, из Хельсинки летает прямой рейс до Татарстана. Казань, где соединяются мусульманская и христианская культуры, очень интересна для туриста, и, я думаю, у города есть все шансы стать туристической столицей
Даже иностранные авиакомпании стали участниками проекта «Easy Trans», и стали участвовать в формировании этих офисов. Мы подписали соглашение с авиакомпанией Emirates, потом с Flydubai, сейчас затишье, идут переговоры с крупнейшим мировым перевозчиком китайским – Hainan Airlines. Они заинтересованы и они хотят продвигать российский туризм, потому что у нас есть общий интерес: им нужны пассажиры, которые прилетели бы в Россию, а нам нужны туристы.
Мало где, кроме туризма, можно такой пример привести, когда крупные брендинговые международные компании City Sightseeing – двухэтажный автобус, который по всему миру ездит продвигали вместе с нами туристские способности нашей страны. Поэтому, действительно, Москва не сразу строилась. Конечно, все это создается не сразу, но эти механизмы сегодня (маршрутные, развитие индивидуального туризма, развитие территории) в силу тех возможностей, которые имеются у государства и которые имеются в наших бюджетных обстоятельствах, вот по этой логике развиваются. И мне кажется, именно это и есть задача государства – бросать те кристаллики, вокруг которых может дальше что-то образоваться, объединяться в партнёрство бизнеса, регионов, власти и кого угодно. Эта схема работает. Она единственно возможная и, наверно, единственно эффективная.
Могу сказать, опять же как пример, мы видим сейчас уникальную ситуацию – курс валют, который даёт нам уникальную возможность сделать резкое продвижение вперед в части въездного туризма, сказать, что «коллеги, посмотрите цены в сегодняшних ресторанах в пересчёте на евро, например, и подумайте, насколько интересно и привлекательно приехать сейчас». И это тоже возможность для рекламы, возможность для развития. Я хочу сказать, что один из факторов, который влияет на развитие туризма, для туризма въездного, это возможность, которую надо использовать.
Хочу привести пример Японии. Все знают в Японии интересно, там суши, сапфиры, там самураи, богатая история, необычная культура, которую хочется посмотреть. Но туристов там всегда было мало, потому что дорого, йена всегда была дорогая. Но когда курс йены немного изменился, туризм стал индикатором развития экономики огромных городов Японии. В Токио, в Киото все отели удалось заполнить, и они тут же провели очень серьезную маркетинговую компанию, тут же дали максимальное рекламное насыщение. И опять же строятся дальше и развиваются, и создаются новые рабочие места. Сейчас все говорят, что нет «длинных» денег. Туристы – это и есть те самые «длинные» деньги, которые, кажется, своим небольшим бюджетом докладывают и т.д.
Что касается туристских офисов, 50 офисов разных стран существуют в Москве, и не только стран, даже регионов, есть офис Каталонии и т.д. Сейчас мы говорим о маркетинговой компании «Время отдыхать в России», которая даёт ответы на вопросы каждого туриста, что делать в своей стране в соседнем регионе или в другом регионе, и показывает направление.
К сожалению, потенциал внутреннего и въездного туризма реализован лишь на одну десятую долю процента. Россия недооценена не только зарубежным гражданами, но и нашими путешественниками. Поэтому мы приложим все усилия, чтобы ситуация изменилась,- подытожил заместитель руководителя Ростуризма Сергей Корнеев.
Александр Перепечко