С первых дней своего существования Беломорканал канал приобрел большое экономическое значение, связав Белое море с системой водных путей северо-запада России, а после ввода в строй Волго-Балтийского канала, он присоединился к Единой глубоководной системе Европейской части страны.
Идея соединить Онежское озеро с Белым морем возникла еще при Петре Первом. В 1702 году была сооружена знаменитая «Государева дорога» - просека шириной в шесть метров с настилом из бревен, по которой из Белого моря до Онего-озера протаскивали военные суда.
Позже было предложено несколько проектов строительства водного пути. Один из них, разработанный профессором Всеволодом Тимоновым в 1900 году был удостоен золотой медали Парижской выставки. Все предложенные проекты так и не были реализованы.
В 1931 году группой инженеров был разработан проект первого межбассейнового соединения Беломорско-Балтийского канала состоящего из 19 шлюзов, 13 плотин различной конструкции, 41 дамбы, 13 водоспусков, с протяженностью напорного фронта 50 км, около 40 км искусственных водных путей. Позднее на базе использования инженерных сооружений Беломорско-Балтийского канала были построены пять гидроэлектростанций. При прокладке пути максимально использовались русла рек и естественных водоемов – озер, которыми так богата Карелия.
Канал был построен в рекордные сроки - за 21 месяц. 2 августа 1933 года сооружение Беломорско-Балтийского водного пути было завершено, а официальное открытие первой судоходной навигации состоялось 30 августа 1933 года. Во время Отечественной войны канал был сильно разрушен, восстановлен в 1947 году, а в 1980-х гг. началась его реконструкция и углубление.
Трасса Беломоро-Балтийского канала начинается у поселка Повенец на Онежском озере и заканчивается у города Беломорск на Белом море. Она включает в себя несколько рек и крупных озер.
Водный путь проходит по пересеченной местности, по затопленным долинам небольших рек и многочисленным озерам, на которых много островов. На многих водоемах имеются каменистые отмели, а на северном склоне и в водораздельной части дно и берега покрыты скальными породами. Все эти факторы усложняют судоходство и малейшее отклонение от судового хода может привести к повреждению судна. По этой причине на многих участках канала разрешено только одностороннее движение судов.
Общая протяжённость канала - 227 км, из них 37,1 км – это искусственные пути. Навигация на канале продолжается в среднем 165 дней - с середины мая до конца октября. Средняя скорость движения на искусственных участках – не более 8 км/час.
Всего на канале 19 шлюзов, 14 двухкамерных и 5 однокамерных. Архитектурно они однотипные, различаются лишь окраской служебных построек. Размеры камер – 135 м на 14,3 м. Верхние и нижние ворота двустворчатые. Питание камер водой осуществляется через короткие обходные водопроводные галереи без использования насосов. Время на прохождение камеры шлюза – примерно 20 минут.
Условным направлением течения считается направление от Онежского озера к Белому морю. Всю трассу Беломорканала можно разделить на Южный склон, где находится 7 шлюзов, водораздельный канал и Северный склон, состоящий из 12 шлюзов. Напомним, что на Волго-Балтийском канале всего 8 шлюзов, а максимальный подъем на северном склоне – 81,4 м.
Южный склон протяженностью всего в 10 км начинается у поселка Повенец, расположенного в Повенецкой губе Онежского озера. Семь рядом построенных гидроузлов образуют так называемую Повенчанскую лестницу, по которой суда поднимаются на высоту почти 68,6 м.
Первые 6 гидроузлов имеют двухкамерные шлюзы № 1 – № 6, в состав седьмого гидроузла входит однокамерный шлюз № 7. Расстояние между гидроузлами небольшое - около 1 км.
В районе шлюза № 2 построен разводной мост, проход судов здесь регулируется с помощью светофора. Аналогичный мост построен у шлюза № 13.
У шлюза № 2 в память строителей Беломорканала из дерева и бетона возведен храм святителя Николая. Строился храм в течение 4-х лет, а освящен был во имя святителя Николая, потому что этот святой считается покровителем моряков и всех странствующих.
Между шлюзами № 14 и № 15, расположен двухкилометровый канал, вырубленный в скальных породах. Его ширина – 40 м.
По северному склону канала от шлюза № 8 до Белого моря суда опускаются на 103 м.
В районе Беломорска канал пересекает уникальный Шиженский разводной железнодорожный мост откатно-раскрывающейся системы. Он был введен в эксплуатацию в 1952 году. Длина расчётного пролета - 66 м. Подобных сооружений в мире всего два - один в Канаде, а другой - этот самый мост в Беломорске.
В 2021 году общий судопоток по Беломорско-Балтийскому каналу, по сравнению с 2020 годом, вырос на 4,5% до 528 единиц (3,2 судна в сутки), за исключением маломерных судов и судов технического флота. При этом объем туристических перевозок пассажиров по Беломорско-Балтийскому каналу в 2021 году увеличился на 69% к 2020 году. Туристическими судами выполнено 28 рейсов и перевезено 4,06 тыс пассажиров.
На данный момент судьба ББК полностью зависит от того, насколько успешными и реализуемыми окажутся планы по освоению Арктики, которые декларирует правительство. Масштабные проекты потребуют и резкого увеличения числа перевозимых грузов, а освоение одного из крупнейших в мире Штокманского месторождения газа в Баренцевом море привлечёт на Север тысячи специалистов.
Сергей Козлов
Все выпуски журнала «ЭкоГрад» в электронной версии читайте на pressa.ru,
Бумажные экземпляры спецвыпусков и книги В. Климова можно приобрести на OZON