Байкальский курорт - Слюдянка

Байкальский курорт - Слюдянка - фото 1В самой западной точке озера Байкал на Транссибирской магистрали и на трассе Р-258 «Байкал» находится районный центр Иркутской области – город Слюдянка. Западнее него расположен горный массив Хамар-Дабан, манящий любителей экологического и горного туризма, в окрестностях - множество живописных озёр.

Слюдянка появилась в 1802 году на месте бывшего Култукского острога, который был создан в 1647 году, но затем перенесён туда, где сегодня расположен посёлок Култук.
В 1899 году на территории южного берега Байкала необходимо было построить железнодорожный поселок, который и получил название Слюдянка, где расположилось управление по строительству Кругобайкальской железной дороги, что было важным стратегическим значением и звеном Транссиба. В 1904 году был сдан вокзал поселка и уже в 1905 году стали проходить первые поезда. В 1936 году она официально стала городом. В настоящее время население города более 18 тыс человек.
Название Слюдянка говорит само за себя. В этих местах слюду добывали ещё 300 лет назад. Тогда этот прозрачный минерал заменял в окнах стекло. Это настоящий минералогический рай - кроме слюды здесь добывали лазурит и мрамор.

Байкальский курорт - Слюдянка - фото 2Байкальский курорт - Слюдянка - фото 3Байкальский курорт - Слюдянка - фото 4Байкальский курорт - Слюдянка - фото 5
Главной достопримечательностью Слюдянки является горный массив Хамар-Дабан. Он раскинулся к югу от Байкала. Его протяжённость - 350 км, ширина - 60 км. Высочайшей вершиной является гора Утуликская Подкова (2 396 м). Именно Хамар-Дабан является точкой притяжения для альпинистов, горнолыжников и любителей экстремальных походов. Каждый год здесь организуют лыжный марафон, который назвали Байкальской Кругосветкой.
В начале XX века неподалеку от Слюдянки функционировал мраморный разрез. Из невероятного по красоте белого и розового мрамора и решили строить один из главных вокзалов на Кругобайкальской железной дороге (КБЖД). Уникальность железнодорожного вокзала города Слюдянки заключается в том, что это единственное в России здание, которое целиком построено из белого и розового нешлифованного мрамора. По первоначальному проекту вокзал должны были строить из кирпича. Но архитекторы и строители из Италии, которые занимались возведением здания вокзала, приняли решение изменить материал и использовать мрамор, добываемый в этих местах.
В 2005 году, к вековому юбилею КБЖД, мраморный вокзал пережил капитальную реконструкцию. Обновленное здание стало еще элегантнее. Была облагорожена и прилегающая территория. На привокзальной площади установлен монумент в честь Михаила Ивановича Хилкова, который был министром путей сообщения в начале XX века. В свое время он контролировал строительство Кругобайкальской железной дороги и сам выбирал место для нового города. Поэтому М.И. Хилкова можно считать основателем Слюдянки. Памятник в его честь был установлен на привокзальной площади в ходе обновления городского вокзала и железнодорожной станции.
В здании вокзала на постоянной основе развернута выставка минералов из коллекции иркутского Минералогического музея имени А.В.Сидорова. Выставка также включает в себя мультимедийные зоны. С видео- и аудиоинформацией можно ознакомиться через экраны. Миссия проекта - просветительская. Жители и гости города могут узнать о сибирской природе и возникновении легендарного озера. Инсталляции содержат информацию о флоре и фауне, тектонике и геологии Байкала.
К сожалению, по техническим причинам, не удалось посетить первый в России частный музей минералов «Самоцветы Байкала», который был организован местным жителем Валерием Алексеевичем Жигаловым. На строительство музея ушло пять лет. В коллекции, принадлежащей бывшему фоторепортеру многотиражных газет, насчитывается почти 9000 экспонатов, собранных в России и за рубежом.
Еще одной достопримечательностью с железнодорожным уклоном является Водонапорная башня, которая признана объектом культурного наследия. Она построена в 1900 году ссыльными поляками. Рядом с башней установлен паровоз-памятник Л-3504 с гидроколонкой для заправки водой и семафором. Паровоз установлен на постамент в 2009 году, в память о воинах-железнодорожниках.

Байкальский курорт - Слюдянка - фото 6Байкальский курорт - Слюдянка - фото 7Байкальский курорт - Слюдянка - фото 8Байкальский курорт - Слюдянка - фото 9Байкальский курорт - Слюдянка - фото 10Байкальский курорт - Слюдянка - фото 11Байкальский курорт - Слюдянка - фото 12
Также памятником истории федерального значения является Свято-Никольская церковь. На месте церкви первоначально стояла небольшая часовня. Будущий император Николай II, в честь которого и названа церковь, побывав в Слюдянке, высказал недовольство отсутствием в посёлке церкви, был установлен сруб. В 1914 году, церковь была разобрана и построили старое здание Свято-Никольской Церкви. В годы войны в ней жили солдаты, а в 1947 году церковь вновь была открыта для прихожан.
Храм не пережил землетрясения, произошедшего в городе в 2008 году. Два года в храме Николая Чудотворца велись ремонтные работы, и только в 2010 году он открылся в обновленном виде и продолжил свою работу. Новое здание храма было построено из дерева. Устремленный ввысь купол дополняет крест с надписью «Униженные да возвысятся». Внутри храм получился небольшим, но уютным, поэтому жители Слюдянки любят приходить сюда на богослужения.
О том, что Слюдянка не только курорт, но и город-труженик, напоминает монумент «Слава труду» установленный на набережной.
В городе есть еще несколько достопримечательностей, но из-за дефицита времени осмотреть их не удалось. Придется приехать еще раз.

 

Все выпуски журнала «ЭкоГрад» в электронной версии читайте на pressa.ru,

Бумажные экземпляры спецвыпусков и книги В. Климова можно приобрести на OZON

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить