Проблемы начались в начале 1990-х годов, когда экономический кризис тяжело ударил по племенному конезаводству. Большинство заводов пришло в упадок.
После трагической гибели последнего председателя конезавода Л.Г. Чебаевского, покончившего жизнь самоубийством, чистокровных скакунов зачастую воровали, угоняли и продавали… Лес выпилили, поля бросили. Технику для обработки полей разобрали, продали, вывезли…
А что вы хотели?
Это было время расцвета деятельности эффективных менеджеров с хватательными рефлексами, занимавшимися растащиловкой всего и вся в стране. Приобретавших племенные конезаводы, да и любые предприятия в любой сфере на деньги, часто выигранные в казино и решившие просто «вложить их в дело, чтобы деньги работали», не видящие за вложенными деньгами ни судеб работников завода, посвятивших свою жизнь предприятию, ни судеб самих племенных лошадей, ни судеб преданных своему делу коневодов, не мыслящих своего существования без этих чутких друзей с цокающими копытами, все понимающими глазами и трепетным сердцем.
Все это слишком далеко от целей и задач «эффективного менеджмента», прикупающего по случаю племенной конезавод с «крепостными» новой волны …
Что делать с лошадьми, если скачки в 90х не принесли этим менеджерам ожидаемых барышей?
Ведь скачки бывают не каждый день, тем более к победам надо идти кропотливым трудом, выращивая будущих чемпионов еще в утробе матки.
А к этому надо идти, в первую очередь любя свое дело и зная о лошадях и коневодстве ВСЕ…
Но в собственники попадались отнюдь не любители лошадей, а любители денег.
И судьба эта коснулась не только рысаков Новотомниковского завода, а и множество других конезаводов по всей России.( Года три назад «ЭкоГрад» писал SOS о судьбе владимирских тяжеловозов, племенное ядро которых столкнулось с прямой перспективой стать колбасой.)
Лошади голодали. Голодали рысаки, голодали тяжеловозы. Голодали люди, что их обслуживали и за ними ухаживали, и семьи этих людей.
Вот как писали о делах Новотомниковского конезавода в то время:
"В Тамбовской области на одном из конезаводов началась голодовка. Голодают не люди, а лошади. Не по собственной воле, конечно, просто есть нечего. Вместо положенных 10 килограммов овса в день лошадям дают в пять раз меньше.
Работники завода говорят, что сами скоро по миру пойдут – деньги брать неоткуда. Вот и приходится привыкать к мысли о том, что лошади элитной породы превращаются в ломовых.
Что привело к такому развитию событий, выяснил наш корреспондент Александр Алексеев.
Ворота конюшен Новотомниковсого конезавода открывают, едва появляется солнце. Первым делом голодные лошади идут к навозу и прошлогодней подстилке. Уже не первый месяц их держат на голодном пайке. Раньше на этот луг табун выгоняли только летом, а теперь и зимой, в двадцатиградусный мороз, искать подножный корм.
Новотомниковский конезавод в 1859 году основал граф Воронцов-Дашков. На содержание племенных рысаков средств не жалел – щедро тратил деньги, заработанные на принадлежащих ему золотых приисках. Полтора века спустя лошади элитных пород вынуждены искать себе корм под снегом.
Сейчас об инвесторах в Новотомниковском только мечтают. Больше года назад конезавод объявили банкротом, но желающих купить его так и не нашлось. Денег на корм нет. Зоотехники боятся даже представить, что случится, когда закончатся последние запасы.
Ольга Староверова, зоотехник конезавода: «Я думаю, что тогда не все выйдут из зимовки. Часть лошадей, конечно, погибнет».
Жеребенок по кличке Сибиряк ипподрома не увидит. В отличие от родителей, орловских рысаков, он будет не скакуном, а обычной рабочей лошадью.
Анастасия Староверова, конюх: «Ребра торчат, шерсть вылазит. Не вырос он, маленький для своего возраста».
Вес Сибиряка на центнер меньше нормы. Возможно, это последний жеребенок конезавода, ведь оголодавшие кобылы не в состоянии выкормить потомство. В недалеком прошлом Ветлуга была гордостью конезавода, брала на ипподромах многочисленные призы, а сейчас ее не узнать – отощала.
Помочь частному предприятию бюджетными деньгами областная администрация не может. Чиновники ищут покупателей элитному табуну.
Виталий Сапегин, заместитель начальника Управления сельского хозяйства Тамбовской области: «Желающие приобрести по несколько голов племенных лошадей в области есть. Но мы против этого, потому что если раздробим стадо, то племенного хозяйства не будет, и племенных лошадей не будет».
В ближайшее время Новотомниковский конезавод собираются сделать одной из главных достопримечательностей Тамбовской области. Правда, кроме графских развалин, показывать туристам здесь, возможно, будет уже нечего."
(Текст репортажа Пятого канала.)
После выхода репортажа о голодающих лошадях и ухаживающих за ними работниках, месяцами не получавшими заработной платы, в Новотомниково приехал губернатор области в те времена Олег Бетин.
Губернатор приехал в Новотомниково, как говорится, не с пустыми руками. Решения приняты, и они оказались для многих неожиданными.
- Мы берем конезавод в областную собственность, - заявил он. – Покупаем хозяйство. Заявка для участие в торгах уже подготовлена. Деньги здесь требуются не такие уж большие. Далее мы связываемся с коневодческим союзом, который станет совладельцем предприятия. У себя мы оставим блокирующий пакет – 25% акций, остальное отдадим эффективным собственникам.
- Конкурсный управляющий должен написать заявление и уйти. Не уйдет сам, мы выроем для него долговую яму и туда посадим. - рубил Олег Бетин..
… Идут годы, летят, а время отбросило нас на столетие назад, когда «вот приедет барин…»…
16.03.2009 18:30
Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин провел рабочую встречу с губернатором Тамбовской области О.И.Бетиным.
....
О.И.Бетин:Следующий составляющий у нас фактор - это передача объектов в собственность. Мы добились, что некоторые предприятия переданы нам в собственность. Там по 600-700 человек работает. Конезавод, например.
В.В.Путин:Что вы с лошадьми-то сделали?
О.И.Бетин:В нормальном состоянии скачки будут продолжаться в августе. Мы взяли контрольный пакет, хотим выпустить акции, часть в порядке благотворительности раздать населению, а контрольный пакет оставим у себя.
В.В.Путин:Не будете их на мясокомбинат отправлять?
О.И.Бетин:Я думаю, пока не надо, а потом посмотрим.
В.В.Путин:Да и потом не надо. Вы взяли в свою собственность для чего? Чтобы на колбасу их отправить?
...
http://www.government.ru/content/governmentactivity/mainnews/archive/2009/03/16/9175532.htm
В настоящее время орловский рысак уже не принадлежит государству, он в частных руках. Даже Хреновский завод – колыбель орловского рысака, – стал частным. А в нем находится третья часть всего племенного ядра орловской породы. Более того, к 2005-му году по словам специалистов, орловских рысаков в России было порядка 800 голов. Такой объем племенного ядра уже считается недостаточным для интенсивной селекции по комплексу признаков при чистопорордном разведении лошадей, имеющих ограниченный генофонд.
А теперь фото.
Сегодняшних лошадей Новотомниковского племенного конезавода.
Татьяна Колесникова
(по материалам СМИ, газеты "Согласие")
Фото группы "Новотомниково" и "Носотомниковский конный завод" в "Одноклассниках"