Усилия Елисейского дворца в вопросе изменения климата посчитали недостаточными
Парижский суд в четверг начал слушания в связи с жалобой четырех НКО к французскому правительству, поддержанной 2 млн граждан страны. Истцы считают, что власти плохо решают проблему изменения климата, несмотря на то, что за последние годы Франция сумела зарекомендовать себя в деле перехода к «зеленой» экономике с положительной стороны.
Именно Франция была инициатором подписания Парижского соглашения, подписанного в 2015 году, и теперь ее же упрекают критики в сфере охраны природы. Жалобу на правительство в 2018 году вместе с онлайн-петицией, поддержанной 2 млн человек подали четыре НКО, специализирующиеся на экологии и борьбе с изменением климата. В их числе и французское отделение Greenpeace. Они утверждали, что Париж не справляется со своими обещаниями по соглашению. Неудовлетворенные ответной реакцией властей, НКО довели дело до суда и потребовали от государства компенсации в размере одного евро, за который теперь будут биться юристы по обе стороны судебного процесса.
«Мы полны надежды на этой слушании и будем ждать последующего решения»,– говорит глава французского отделения Greenpeace Жан-Франсуа Жюльяр. Он признается, что в случае неблагоприятного исхода государство сможет постоянно напоминать о том, что суд встал на сторону официального Парижа.
«Претензия в том, что в целом правительство не сумело снизить выбросы парниковых газов в разных секторах на необходимом уровне. К государству есть шесть просьб, среди них введение понятия климата в конституцию и признание попустительства в отношении его изменения преступлением, предоставление гражданам возможности отстаивать право на благоприятный климат в суде, введение специального регулирования для международных корпораций. Ряд требований людей можно осуществить лишь на государственном уровне»,- разъясняет координатор проектов по климату и энергетике российского отделения Greenpeace Елена Сакирко.
В разговоре с «НГ» эксперт выразила мнение, что изменение климата, которое напрямую влияет на здоровье людей, можно назвать экоцидом.
«Сильное загрязнение даже может способствовать распространению того же COVID-19, что мы видим на примере США и Испании. Особенно пагубно изменение климата отражается на старшем поколении, оно является причиной 10-15% их болезней, по оценке Всемирной организации здравоохранения»,– говорит Сакирко.
В иске НКО важен, конечно, не один евро, его истцы потребовали чисто символически. Суть в том, что если суд признает вину государства, то это станет важным прецедентом в борьбе за сохранение природы, который способен заставить французское правительство сделать больше.
Один удачный прецедент уже имеется, правда не в Пятой республике, отмечает AFP. В Нидерландах Фонду Ургенда за шесть лет, после множества побед в судебных разбирательствах и апелляциях, к 2019 году удалось добиться того, что Верховный суд страны потребовал от правительства взять на себя обязательства по сокращению выбросов CO2 на 25% к 2020 году. Это привело к пересмотру некоторых ранее принятых решений. Например, в конце 2019 года была досрочно закрыта последняя угольная электростанция страны Хемвег, успевшая проработать лишь 25 лет.
Нельзя не отметить, что президент Франции Эмманюэль Макрон прилагает реальные усилия, чтобы сделать страну более «зеленой»– на это имеется общественный запрос. В декабре Макрон объявил о том, что в стране пройдет референдум о включении понятия климата в конституцию. А субсидии лидер Франции в самые тяжелые моменты пандемии предоставлял почти всегда лишь под гарантии снижения углеродного следа. Правда, о введении понятия «экоцид» в конституцию пока еще говорить рано - против этого выступили парламентарии.
«Надо понимать, что в рамках посткиотских соглашений проблематика изменения климата уже регулируется международным правом, к тому же ЕС независимо от него жестко ставит задачи по переходу к «зеленой» экономике. Другое дело, что эти задачи решаются в качестве долгосрочных, а значит, иногда реализуются с некоторыми запозданиями. Многое зависит от конъюнктуры: в какие-то года рост ВВП может позволить государствам вложиться полноценно, а иногда в бюджетах образуется серьезный дефицит, как это было в 2020 году»,– сказал «НГ» доцент кафедры интеграционных процессов МГИМО Александр Тэвдой‑Бурмули.