Чтобы получить полный оклад или дополнительные бонусы, государственным служащим придется ежемесячно выполнять ряд показателей.
Через два года зарплаты госслужащих будут зависеть от эффективности их работы. Соответствующие поправки будут внесены до декабря 2017 года в закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Они предусматривают внедрение системы эффективного контракта государственного служащего. Сам по себе контракт выглядит как обычный трудовой договор, однако в нем прописаны критерии оценки эффективности и показатели, которых необходимо достичь должностному лицу в рамках своих компетенций. В зависимости от выполнения показателей чиновник будет получать полную или же урезанную зарплату. Изначально введение эффективного контракта предполагалось с 1 января 2015 года, однако затем сроки были перенесены на более позднее время. Стоит отметить, что для каждого ведомства в зависимости от вида деятельности будет сформирован свой перечень показателей, которые будут учитываться в работе чиновника. Об этом "Известиям" сообщили в Министерстве труда и социальной защиты. Напомним, что важность перехода на эффективный контракт всех бюджетников неоднократно отмечал Владимир Путин.
- Изменение планируется и нашло свое отражение в проекте указа президента о федеральной программе «Развитие государственной гражданской службы Российской Федерации» и плане мероприятий по развитию государственной гражданской службы на 2015-2018 годы, - подтвердили в пресс-службе Минтруда.
«Известия» опросили несколько ведомств о том, как именно на сегодняшний день оценивается эффективность работы сотрудников. В Минкомсвязи, Минобрнауки, Минфине и Минэкономразвития в целом сослались на планы работы ведомств до 2018 года, утвержденные правительством, где целевые показатели расписаны по различным направлениям, за которые, соответственно, отвечают различные руководители и курируемые ими структурные подразделения.
Также было отмечено, что существуют должностные регламенты ведомств, где прописаны требования к уровню образования, навыков, компетенций, стажу гражданской службы и должностные обязанности различных категорий сотрудников. При ознакомлении с несколькими регламентами выяснилось, что механизм привязки зарплаты к эффективности работы госслужащего нигде не прописан. Из этого следует, что если ведомству поручено, например, поднять зарплаты по России в каком-то бюджетном секторе, то эта обязанность ложится на плечи профильного замминистра, который в свою очередь курирует соответствующие департаменты. При невыполнении поставленных задач госслужащему могут грозить дисциплинарные взыскания, а в самом крайнем случае - увольнение.
Сейчас оклад госслужащего состоит из трех частей: должностной оклад и оклад за классный чин (оклад денежного содержания), и дополнительные выплаты. К дополнительным выплатам относится несколько категорий: ежемесячная надбавка за выслугу лет (10% при стаже от 1 до 5 лет, 15% при стаже от 5 до 10 лет, 20% при стаже от 10 до 20 лет и 30% при стаже свыше 30 лет), надбавка за особые условия гражданской службы (для младшей группы должностей - до 60% оклада, для старшей группы - от 60 до 120% оклада, по главной группе должностей - от 120 до 150% от оклада и для высшей группы - от 150 до 200% должностного оклада). Помимо этого возможна ежемесячная надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, премии за выполнение особо важных и сложных заданий, а также единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска. Все эти нормы закреплены в главе 10 федерального закона "О государственной гражданской службе". Если рассматривать всю ежемесячную зарплату госслужащего в целом, то фиксированная часть составляет порой 1/8 от всей получаемой суммы. По информации «Известий», в Минфине сейчас идет обсуждение вопроса о повышении фиксированной части заработной платы за счет уменьшения надбавочной.
По данным Росстата на конец прошлого года самая высокая среднемесячная зарплата у сотрудников администрации президента – порядка 216 тыс. рублей в месяц, а общая численность сотрудников составляет 1729 человек. В федеральных органах исполнительной власти лидером по зарплатам является Федеральное агентство специального строительства (Спецстрой), где средний показатель колеблется в районе 122 тыс. рублей при общей кадровой численности в 158 человек. Следующим идет МЧС со средней ежемесячной заработной платой в 114 тыс. рублей в месяц и штатом в 428 человек. Замыкает тройку лидеров Федеральная служба по экологическому, техническому и атомному надзору – 112 тыс. рублей при штатной численности в 410 сотрудников.
Если говорить об аутсайдерах, то самые низкие зарплаты в Федеральном архивном агентстве – 53 тыс. рублей при штате в 51 человек. Затем ниже по списку идет свежеобразованное Министерство по делам Крыма. Там средняя зарплата сотрудников составляет порядка 40 тыс. рублей, а общая численность сотрудников - 85 человек. Самые низкие зарплаты в Министерстве по делам Северного Кавказа – 38 тыс. рублей при численности в 61 сотрудник.
В Федеральных органах судебной власти и прокуратуры показатели по зарплатам следующие: Конституционный суд - 135 тыс. рублей и 251 сотрудник, Верховный суд – 119 тыс. рублей и 862 сотрудника, Судебный департамент при Верховном суде – 75 тыс. рублей и 436 сотрудников, Генеральная прокуратура – 84 тыс. рублей и 451 сотрудник и Следственный комитет – 66 тыс. рублей и 16 тыс. сотрудников.
К категории «Другие федеральные государственные органы» отнесены ЦИК (89 тыс. рублей и 275 сотрудников), Счетная палата (122 тыс. рублей и 1014 сотрудников), а так же аппарат Уполномоченного по правам человека (64 тыс. рублей и 180 сотрудников).
Бывший руководитель администрации президента Бориса Ельцина, президент Фонда социально экономических и интеллектуальных программ Сергей Филатов считает, что на подобную систему переходить нужно было уже давно.
- Это разумный подход, потому что действующая система шла из советских времен. Было и есть много различных надбавок за секретность, переработку и прочее. Найти сегодня эффективные средства стимулирования работы госслужащих очень разумно. Мне кажется, что абсолютно правильное решение сделать основную часть зарплаты больше, а плавающую часть меньше. Основная часть – отметка о принадлежности к госслужбе и она должна быть, - отметил Сергей Филатов. - Для определения эффективности работы необходимо составить коэффициенты и критерии, только увлекаться не надо. Если ввести множество элементов и коэффициентов, то за эффективностью будет очень сложно следить. Допустим, неким критерием для отдельной категории госслужащих может быть показатель взаимодействия с обществом и организация различных мероприятий. Для кого-то критерием может быть недопущение митингов и так далее. Следует отметить, что все-таки есть также и определенный спектр задач, который ставится перед госслужащим в различных областях деятельности.
Схема перехода на новую контрактную систему также связана с планами сокращения количества чиновников к 2018 году. До 1 ноября 2017 года предполагается произвести перераспределение функций и полномочий госорганов, убрать дублирующие функции и по итогу произвести сокращение штатов.
- Сама идея по увеличению окладной части по отношению к премиальной правильная, потому что значительную часть денежных средств чиновники добирают на премиальной составляющей. Идея коэффициента ключевых показателей тоже правильная, но в госструктурах она сложно реализуема. Допустим, к показателям экономического блока можно привязать привлечение капитала и создание производственных мощностей. Для министерства труда одним из показателей может стать создание рабочих мест. А вот для политического блока, например, в регионах? В чем измерять эффективность? В количестве зарегистрированных партий в Минюсте? Конечно, можно измерять политическую стабильность и основоваться на рейтингах, которые составляются, но это система относительная. Безусловно, необходимо привязать заработную плату к результатам труда, но здесь необходимо докручивать идею в сфере того, какие показатели эффективности брать для оценки, - считает президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов.
Напомним, что эффективные контракты уже начинают внедрять в сфере образования, здравоохранения и других бюджетных отраслях.