Загадки древнего Перу

Загадки древнего Перу - фото 1Самое крупное государство Нового Света-государство инков- просуществовало чуть более трехсот лет. А имперский период, когда инки подчинили себе почти всю западную часть южноамериканского континента, длился и того меньше—около 80 лет. Но за столь короткий промежуток времени инки и подчиненные им народы создали огромное количество материальных ценностей. Большая их часть была уничтожена испанцами. Но памятники монументальной архитектуры разрушить полностью не удалось. И сохранившиеся до наших дней образцы древнего зодчества не только вызывают восхищение, но и ставят перед исследователями целый ряд практически неразрешимых вопросов.

МНОГОТОННЫЕ ПАЗЛЫ

Столица империи инков — город Куско расположен в живо­писной долине в самом центре Анд. В период расцвета импе­рии это был тщательно сплани­рованный город, разделенный сначала на два сектора — Верх­ний и Нижний, а позже разби­тый на четыре района. Здесь были сконцентрированы ос­новные ритуальные и админис­тративные постройки инкского государства: дворцы верховных инков, главные храмы империи, такие, как Кориканча - храм Солнца. Но подавляющее боль­шинство зданий в первые деся­тилетия после захвата города конкистадорами были разобра­ны. Тщательно обработанные строительные блоки инкских построек пошли на возведение зданий победителей-испан­цев. Большая часть центра ко­лониального Куско возведена из строительного материала инков. Но и та незначительная часть древних построек, кото­рая дожила до наших дней, не­изменно вызывает изумление строительным гением древних мастеров.Загадки древнего Перу - фото 2

В самом центре Куско рас­положен дворец инки Рока, шестого правителя инков. Ос­татки его циклопических стен больше напоминают не дворец, а неприступную крепость. Они сложены из гигантских андезитовых блоков весом в несколько тонн каждый. Андезит - вул­каническая горная порода, по твердости близкая к гранитам и базальтам, она чрезвычайно трудна в обработке. Но древ­ние перуанские строители об­ращались с ней, как художник с глиной. Стены дворца, как и многие другие монументальные постройки, сложены в технике так называемой полигональной кладки. В данной строительной технике использовались обра­ботанные блоки разных разме­ров и формы, углы некоторых блоков имели фигурные выре­зы, соответствующие вырезам соседних блоков. Обычно моно­литы имеют два-три таких угла, но некоторые- до 10 и даже 12! За счет такого приема дости­галось максимальное сцепле­ние между блоками, что имело жизненно важное значение для такого сейсмоопасного района, коим является Куско. Но каким образом укладывались моно­литы весом в несколько тонн (а порой и более десяти тонн) так, чтобы искусно вырезанные углы и пазы входили друг в дру­га как фрагменты пазла? При этом древние строители не ис­пользовали никакого раствора, то есть укладывали блоки «на сухую».

Исследователь перуан­ского зодчества Жан-Пьер Протцен из Калифорнийского университета (Беркли) в нача­ле 90-х годов прошлого века провел целую серию экспери­ментов для восстановления технологии обработки камня, использовавшейся древними строителями Перу. Для обра­ботки андезитовых блоков он использовал разного размера каменные отбойники, обнаруженные в древней инкской каменоломне Хуаккото, рас­положенной в 19 км от Куско. Именно отсюда брался камень для построек в столице. Про­тцен наглядно на практике до­казал, что при помощи набора разных по весу галек можно за несколько часов превратить кусок андезитовой породы в прямоугольный блок. И еще не­сколько часов потребовалось исследователю для того, чтобы сделать на паре блоков соот­ветствующие выемки и углы в технике полигональной кладки. Снятый в ходе эксперимен­тов фильм демонстрирует, что исследователь выполнял все виды работ без особого труда. Для подгонки полигональных блоков он несколько раз ставил маркеры и, прикладывая один блок к другому, выявлял неров­ности, которые и удалял, полу­чая таким образом идеально совпадающие поверхности.

Казалось бы, вот и решение загадки древней строительной технологии! Однако для экспе­римента Протцен использовал блоки весом не более 10 кг. По­этому он без особых усилий мог их вертеть, переворачивать, примерять друг к другу. Но в постройках древних перуанцев таких маленьких блоков очень мало. Они использовались, как правило, для вставок между большими блоками, средний вес которых составлял 200-300 кг. А крупные блоки в тех же постройках весили от 2 до 10 тонн. Как их могли при помо­щи метода Протцена вертеть и примерять по нескольку раз для достижения идеального сопря­жения поверхностей соседних блоков?Загадки древнего Перу - фото 3

Считается, что строитель­ный инструментарий инков был чрезвычайно простым. Бла­годаря археологическим ис­следованиям известно, что из измерительных инструментов у инков имелись простейший от­вес и уровень, представлявший собой плоскодонный сосуд, за­полненный водой. И каким об­разом древние строители умуд­рялись поднимать многотонные блоки на значительную высоту и возводить из них идеальную кладку? Там, где сегодня кладка сохранилась без повреждений, в стыки между полигональны­ми блоками не входит не то что лезвие ножа, между ними не­возможно засунуть угол банк­ноты! Жан-Пьер Протцен в сво­ей работе, посвященной итогам экспериментов, писал, что ему удалось продемонстрировать, как инки добывали и обрабаты­вали камень и как подгоняли го­товые блоки. Но он честно при­знал, что не представляет себе, каким образом древние строи­тели грузили, транспортирова­ли и поднимали эти огромные монолиты.

ТЯНИТОЛКАЙ

В 40 км к северо-западу от Куско находится Ольянтайтамбо - еще один чрезвычай­но примечательный памятник индейской архитектуры. Город расположен в верховьях реки Урубамбы в начале так называ­емой Священной долины инков, которая вела к Мачу-Пикчу. До настоящего времени памятник сохранился очень хорошо. Со­временный поселок построен на фундаментах инкских домов и сохранил до испанскую плани­ровку улиц. Но не это является главной достопримечательнос­тью Ольянтайтамбо. Рядом с поселением на высоком скаль­ном выступе ближайшей горы расположен храмовый комп­лекс. Он поднимается над до­линой на высоту около 60 м. На вершину ведет единственная узкая каменная лестница, сбоку от которой раскинулся каскад из 17 земледельческих террас.

На вершине скалы покоятся остатки циклопического соору­жения, которое без всяких на то оснований называют храмом Солнца. Это здание разруше­но, хорошо сохранилась толь­ко передняя стена, сложенная из шести огромных монолитов розового порфира. Моноли­ты имеют высоту до 4 метров. Весь каждого из них достигает 20-25 тонн. Причем эти блоки не просто состыкованы друг с другом, между блоками втисну­ты выполненные из того же ма­териала узкие вставки шириной в 25 см.

Считается, что храмовый комплекс Ольянтайтамбо инки начали строить перед самым нашествием испанцев, и заво­евание помешало закончить строительство. Свидетельство тому- несколько десятков гра­нитных блоков весом по 10 тонн и более, разбросанных на вер­шине холма, у его подножия и на дороге, ведущей к камено­ломням. Эти монолиты назы­вают «уставшими камнями». Гранитные каменоломни, где вырубались блоки, расположе­ны на другой стороне долины, на расстоянии в 4 километра, если считать по прямой. Каме­ноломни лежат на крутом, при­мерно в 40°, склоне горы на вы­соте около 900 м над долиной. Возникает ряд закономерных вопросов:, как индейцы могли спустить по такому склону многотонные блоки, затем пе­реправить их через бурную гор­ную реку Урубамбу (ширина ее здесь - около 50 м), протащить несколько километров по доли­не и поднять по такому же кру­тому склону на высоту в 60 м? Принято считать, что индейцы для подобных работ использо­вали деревянные катки и кана­ты. Но здравый смысл заставляет усомниться в возможности проведения подобных работ.

В Ольянтайтамбо «устав­шие камни» лежат не только на дороге, ведущей к камено­ломням, но и вокруг развалин храма Солнца, и внизу, на тер­ритории поселка, в прямо про­тивоположном от каменоломен направлении. И это свидетель­ствует о том, что они не были брошены по пути, а, скорее все­го, являются результатом раз­рушения древнего храмового комплекса. Инки, пришедшие сюда последними, не были в состоянии даже сдвинуть моно­литы весом в 15-20 тонн и по­этому оставили их там, где они лежали.

ТАНЦЫ СО СКАЛАМИ

Хорошо известен другой архитектурный шедевр древне­го Перу - Мачу-Пикчу, который еще называют «Городом в небе­сах». Он расположен на склоне горы,, возвышающейся над до­линой реки Урубамбы на высоте 2 400 м. Крутым серпантином к нему поднимается узкая однополосная дорога, по которой сегодня и попадают туристы в этот древний город. Принято считать, что Мачу-Пикчу начал строить инка Пачакутек в сере­дине XV века, но строительство не было окончено, и город был заброшен в 1540 году.Загадки древнего Перу - фото 4

Комплекс Мачу-Пикчу де­монстрирует практически весь набор строительных техник, из­вестных в инкское время. Боль­шинство построек сложено из грубо обработанных камней неправильной формы. Более значимые здания возведены из однотипных прямоугольных блоков из того же андезита. Полигональная кладка встреча­ется, но редко. И она не столь изысканна, как в Куско,

В центре комплекса нахо­дятся главные ритуальные по­стройки, так называемый Глав­ный храм и Храм трех окон. Их стены сложены из прямоуголь­ных блоков весом в 100-200 кг. Но покоятся они на огромных обработанных монолитах, чей вес достигает 15-20 тонн. Кста­ти, здесь же, в центре, лежат несколько таких же монолитов, которые не уложены в кладку. На основании этого факта уче­ные делают вывод, что город был брошен до окончания стро­ительства.

В центре ритуальной части комплекса расположено не­обычное сооружение, которое сегодня называют Интиуатана («привязь Солнца»). Это ес­тественный скальный выступ, тщательно обработанный для придания скале определенных геометрических очертаний.

В центре конструкции возвы­шаются остатки вертикального столба. Ученые считают, что Интиуатана играла роль солнеч­ных часов, по которым инкские астрономы определяли смену сезонов.

Но удивительно то, что в Мачу-Пикчу находится около десяти подобных скал, тщатель­но обработанных, порой име­ющих отполированные во всю длину выступа грани, выемки, ступеньки. Предположительно, такие полуобработанные скалы древние перуанцы использова­ли в качестве алтарей.

ЗАГАДКИ ДРЕВНИХ КАМЕНЩИКОВ

Поражает беспрецедентность и разнообразие строительных и архитектурных техник, которые использовали древние перуанцы. Многие исследовате­ли полагают, что циклопические стены были возведены неизвес­тными мастерами задолго до инков. Инки, пришедшие в эти места последними, переняли часть древнего строительно­го мастерства. Современные инженеры и строители, кото­рые интересуются вопросами перуанского строительного искусства, не могут понять и тем более объяснить саму техническую возможность по­добных техник. Как спустить и поднять по крутому склону монолитный блок весом в 15- 20 тонн? На деревянных кат­ках при помощи веревок? Как погрузить такой блок на дере­вянный плот, качающийся на волнах горной реки? Как при помощи примитивнейших инс­трументов воздвигнуть здание со стенами полигональной кладки, не имея специальной подъемной техники? И это еще далеко не все вопросы, кото­рые возникают при близком знакомстве с архитектурным наследием древних каменщи­ков Перу. Быть может, они вла­дели принципиально иными. строительными технологиями, о которых мы сегодня даже не имеем представления?

Андрей ЖУКОВ, кандидат исторических наук

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить