
В Общественной палате РФ на днях состоялись общественные слушания «Защита прав граждан при регистрации, владении и отчуждении земельных участков и недвижимости».Основной темой встречи стало недовольство москвичей и жителей Подмосковья строительством Юго-Восточной хорды (ЮВХ) Москвы.Открывая заседание, заместитель председателя Комиссии ОП РФ по территориальному развитию и местному самоуправлению Светлана Разворотнева напомнила, что градостроительные вопросы в последнее время часто становятся источником социального напряжения в обществе. Причиной этого является то, что власть не готова должным образом общаться с населением и пока не выстроен диалог между государством и обществом.
«Сегодня по-прежнему власти не готовы разъяснять свою позицию, обсуждать предлагаемые проекты. Национальный проект «Жилье и городская среда» ставит конкретные показатели по увеличению доли граждан, вовлеченных в градостроительную политику и решение вопросов благоустройства своего города. Но зачастую это вовлечение происходит формально, потому что информация о предполагаемом строительстве объектов не в полной мере доносится до жителей, а граждане не всегда имеют возможность высказать свою позицию», — сказала она.
Светлана Разворотнева отметила, что в ОП РФ поступило большое количество обращений граждан, связанных со строительством Юго-Восточной хорды г. Москвы, которая пройдет через 10 районов столицы.
Представитель общественности районов Северное и Южное Бутово Алексей Фролов высказал негативную позицию жителей её причины: «Предполагаемая магистраль будет проходить под окнами жилых домов. Детские площадки и скверы будут разрушены, а вместо них во дворах у людей пройдет крупная трасса, которая станет транзитом для всей Москвы. Увеличатся грязь, шум и засветка под окнами жителей. Доступ к местам отдыха будет затруднен. Предлагаемый проект не решит проблем Бутово и близлежащих районов по доступности и сокращению пробок на дорогах».
Александр Матчин, член общественной палаты Булатниковского сельского поселения, выразил опасения жителей примыкающего района Подмосковья: «Для строительства ЮВХ предполагается изъятие земель и снос до трети домов поселка Битца, храма Великомученицы Марины и части действующего кладбища». Он также предложил несколько альтернативных вариантов прохождения магистрали.
А наибольшие опасения участниками дискуссии были высказаны в связи с тем, что хорда должна пройти у Московского завода полиметаллов вблизи захоронения радиоактивных отходов. По данным ФГУП «Радон», объем этих отходов не менее 60 тысяч тонн, сообщил Андрей Ожаровский, эксперт программы «Безопасность радиоактивных отходов» Российского социально-экологического Союза (РСоЭС). «Отходы размещены на крутом склоне Москвы-реки длиной около 500 метров и высотой 1015 метров. Склон зарос деревьями, отходы в большинстве мест засыпаны грунтом», — сообщил Ожаровский. Затрагивая вопрос могильника радиоактивных отходов в районе Коломенское, главный инженер Института Генплана Москвы Михаил Крестмейн заявил, что данная проблема известна и специалистами проводились соответствующие проверки. «Мы ставили требования, чтобы в местах бурения для мостовых опор проводились измерения на наличие радиации. В результате, работы будут производиться только на тех участках, где это безопасно», — заверил он.
«Наш институт существует 65 лет, и мы никогда не способствовали сносу ни одного храма никакой конфессии, зато находили возможности для строительства новых. В поселке Битца не предполагается сноса храма и ликвидации кладбища. Строительство хорды рядом с жилыми домами планируется с учетом соответствующих норм и правил, при необходимости будут построены шумоизоляционные экраны».
Зампредседателя Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области Юрий Новоселов отметил, что «в ходе рассмотрения данного проекта мы получили отрицательную реакцию жителей, сейчас получили альтернативные варианты прохождения ЮВХ. В сентябре будут итоги анализа документов. Мы не принимаем решения о строительстве хорды, а лишь даем свои рекомендации», — подчеркнул Новоселов.
Участники дискуссии высказали предложение предоставить на рассмотрение жителей районов, которые затронет строительство ЮВХ, альтернативные варианты прохождения магистрали. Собравшиеся попросили ОП РФ способствовать этому.
Предполагается также создать рабочую группу, которая возьмет на контроль вопрос реализации проекта строительства Юго-Восточной хорды Москвы. Озвученные на слушаниях комментарии и предложения будут учтены в итоговой резолюции, которая будет направлена в профильные ведомства.
Напомним, что "ЭкоГрад" подробно уже информировал об экологической опасности этого проекта из-за упомянутых радиоактивных отходов (см. http://ekogradmoscow.ru/novosti/mirnyj-atom-s-bessrochnymi-posledstviyami ). Но, как говорится, воз поныне там же?..