WWF России провел акцию «День экодолга 2021» и выяснил, кто должен вернуть экологический долг планете. 29 июля, в День экодолга, Всемирный фонд дикой природы (WWF) собрал популяризаторов экологичного образа жизни, экспертов в области экономики природопользования и устойчивого развития, чтобы обсудить вопрос: кто и как должен вернуть экологический долг планете. «Человек является частью сообщества и частью экосистемы, мы должны действовать вместе» – мысль, объединившая спикеров.
Совместно со своими инфопартнерами Фонд запустил интерактивный мини-сериал и AR-викторину в соцсетях. Они помогут разобраться в главной теме акции в 2021 году – ответственных цепочках поставок
День экологического долга наступает, когда ресурсы, которые планета способна воссоздать за год, заканчиваются. В 2021 году это случилось 29 июля, а значит оставшиеся 5 месяцев человечество будет жить «в долг» – брать природные блага взаймы у планеты и будущих поколений.
Кто же должен отдавать экологический долг планете: бизнес, конечные потребители, государственные органы?
Как сократить наш экослед и возможно ли это на самом деле?
На эти и другие вопросы WWF России пригласил ответить своих друзей: доктора экономических наук, профессора МГУ Сергея Бобылева; эксперта в области оценки рисков устойчивого развития бизнеса Владимира Горчакова, а также экоблогера и популяризатора экологичного образа жизни Асю Манн-Мицкевич (ЭкоАся). По итогам онлайн-дискуссии 29 июля Михаил Бабенко, директор программы Зеленая экономика WWF России, отметил, что «Человек является не просто единицей, он является частью сообщества и частью экосистемы», с ним согласны все участники мероприятия:
По мнению Сергея Бобылева, заведующего кафедрой экономики природопользования МГУ, доктора экономических наук, профессора, снизить экологическую нагрузку на Землю и начать возвращать долг планете нам вполне по силам, только для этого важно действовать сообща. «Глобальная кооперация и партнерство – одна из целей устойчивого развития ООН, – напомнил профессор. – Вернуть экологический долг мы можем только все вместе: отдельные люди, города, страны – все человечество».
Ася Манн-Мицкевич, художник-иллюстратор, автор книги «Ася и пластиковый мир» и популярного instagram-блога @asya.mitskevich подчеркнула: «Есть такое заблуждение, что эволюция строится на том, что мы все соревнуемся друг с другом. На самом деле весь мир существует на кооперации. Есть прекрасный пример муравьиного плота. Муравей один не может переплыть воду, но когда они хватаются все вместе, то могут перевезти очень большие грузы на себе. Такой пример должен вдохновлять человечество. Мы не хищники и не жертвы, на самом деле мы все заодно. Что касается потребителей — потребители очень сильные "муравьи", которые могут менять все вокруг. Берите пример со своих бабушек: важно потреблять столько, сколько нужно, и стараться использовать то, что уже есть».
Сверху вниз, слева направо: Ася Манн-Мицкевич, художник-иллюстратор, автор книги «Ася и пластиковый мир» и популярного instagram-блога @asya.mitskevich; Сергей Бобылев, заведующий кафедрой экономики природопользования МГУ, доктор экономических наук, профессор; Михаил Бабенко, директор программы Зеленая экономика WWF России; Владимир Горчаков, заместитель директора Группы оценки рисков устойчивого развития АКРА
Часть сообщества — бизнес. За него отвечал Владимир Горчаков, заместитель директора Группы оценки рисков устойчивого развития АКРА. Отвечая на вопрос, может ли внедрение «зеленых» практик быть выгодным для бизнеса, он отметил: «Быть зеленым выгодно, хотя бы если взять энергоэффективность — через какое-то время вы просто станете платить меньше по своим счетам. Убьет ли это бизнес? Это убьет ту модель перепотребления и массового производства, которая сложилась сейчас — немножко придется перестроиться всем. Компании останутся, они просто будут по-другому работать. Насчет того, чтобы быть экономически выгодным в моменте, есть много практических примеров: перестать покупать пластиковые стаканчики в офисе, и просить сотрудников принести стеклянные или фарфоровые кружки. Совсем простой пример — переход на электронный документооборот».
В рамках кампании «Следи за знаками: выбирай правильный путь!» WWF России рассказывает об ответственных цепочках поставок, помогая понять, почему одни товары маркируются как произведенные ответственно, а другие считаются наносящими ущерб природе.
«Только ответственное потребление и ответственное производство смогут сократить экологический долг человечества перед планетой. В силах каждого из нас постепенно менять свои бытовые привычки: например, научиться определять, как сделать так, чтобы выбранный товар наносил наименьший вред окружающей среде. Способность сделать правильный осознанный выбор чрезвычайно важна, ведь далеко не все товары имеют экомаркировку, облегчающую процесс выбора. Это поможет значительно сократить наш экослед, – сказал Дмитрий Горшков, директор WWF России. – Именно для этого в рамках кампании День экодолга 2021 мы рассказываем об ответственных цепочках поставок – чтобы дать нашей аудитории возможность научиться самостоятельно оценивать экологический след товара. Понимание, по какому маршруту товар прошел, прежде чем попал на полку, на каких этапах он мог нанести вред природе – вот инструмент, который поможет каждому быть более ответственным. Например, думаем ли мы, приобретая смартфон, что его производство могло нарушить пути миграции рыб? А добыча сырья для стула – сократить местообитание редких видов? Все это заставляет задуматься, стоит ли покупать что-то лишнее».
Цепочка поставок (с) WWF России
Чтобы помочь пользователям социальных сетей разобраться в теме ответственных цепочек поставок WWF России запустил несколько образовательных проектов вместе со своими информационными партнерами:
Пользователи ВКонтакте с сегодняшнего дня могут посмотреть интерактивный мини-сериал «Вернуть экодолг» в разделе «Клипы». Мини-сериал состоит из минутных вертикальных роликов, в которых зрители принимают решения вместе с главным героем. «Вернуть экодолг» призывает пользователей задуматься о том, что они покупают, и что с этими товарами и упаковкой от них будет дальше. Создатели фокусируют внимание на ответственности потребителей, производителей и поставщиков товаров. Зритель сериала помогает принимать решения главному герою Леше – его задача исправить будущее, которому грозит катастрофа из-за неразумного потребления.
Агентство VOVA digital agency специально ко Дню экологического долга разработало AR-маску для Instagram. Маска представляет из себя блиц-викторину, которая знакомит пользователя с разными этапами производства всем знакомого продукта – смартфона. Кивая головой в разные стороны с помощью маски, пользователь отвечает на вопросы и узнает реальные этапы ответственных и «безответственных» вариантов производства гаджета. В конце викторины пользователю предлагается узнать, насколько «экологичную» цепочку поставок он составил. Цель викторины – не просто развлечь сторонников Фонда, но и на примере смартфона дать людям знания о влиянии на окружающую среду процессов производства товара повседневного пользования.
WWF России при помощи проекта «Люди – природе», реализуемого Фондом совместно с Европейским Союзом, разработал образовательный тест : передвигаясь по «дороге» цепочки поставок, пользователь встает перед выбором направления на «развилках» – его цель построить верный маршрут.
Партнеры акции:
Генеральные партнеры акции: Архангельский ЦБК, Procter & Gamble, X5 Group, Unilever; Партнеры: группа «Свеза», Zewa; Участники: ООО «ОССП», ФРЭКОМ
Информационные партнеры:
Журнал ОК! ВКонтакте, Одноклассники, TikTok, студия видеопродакшна ALT+, VOVA digital agency, Максима Телеком, Радиостанция Жара FM, Московский Транспорт, Crocus Group
О WWF России
Всемирный фонд дикой природы (WWF) — одна из крупнейших независимых международных природоохранных организаций, объединяющая около 5 миллионов постоянных сторонников и работающая более чем в 100 странах. Миссия WWF — предотвращение нарастающей деградации естественной среды планеты и достижение гармонии человека и природы. Главная цель — сохранение биологического разнообразия Земли.
Первые проекты WWF России начались в 1994 году, а в 2004 WWF России стал российской национальной организацией. За 27 лет Фонд успешно осуществил более 1000 полевых проектов по сохранению и приумножению природных богатств России в 47 регионах страны. Подробнее о деятельности WWF России можно узнать на официальном сайте wwf.ru и в социальных сетях: Instagram, Facebook, Twitter, ВКонтакте.
Фото для иллюстрации можно скачать по ссылке: https://disk.yandex.ru/d/gNcTkRqX3pr1hw
За дополнительной информацией, а также фото и видео материалами обращайтесь в пресс-службу WWF России по адресу Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.