Второй день работы Гайдаровского форума – 2020

16 января 2020 года в РАНХиГС (Москва, пр-т Вернадского, д. 82) завершил свою работу ХI Гайдаровский форум – 2020 «Россия и мир: Вызовы нового десятилетия».

Второй день работы Гайдаровского форума – 2020  - фото 1

Во второй день работы Гайдаровского форума прошли 34 экспертные сессии, где обсуждались вызовы нового десятилетия в области финансов, налоговой системы, образования и климата.
15 января 2020 года после послания президента В.В. Путина, в котором он предложил реформу государственного строя, в том числе новый порядок утверждения правительства, правительство Д.А. Медведева ушло в отставку. Это внесло коррективы в программу Форума - не состоялась анонсированная сессия: «Что мешает экономическому росту?», в которой должны были принять участие 1-й заместитель Председателя Правительства, министр финансов А.Г. Силуанов, заместитель Председателя Правительства Т.А. Голикова, председатель Счетной палаты А.Л. Кудрин, председатель Центрального банка Э.С. Набиуллина, депутат Госдумы А.М. Макаров, а также ректор РАНХиГС В.А. Мау.

Второй день работы Гайдаровского форума – 2020  - фото 2Второй день работы Гайдаровского форума – 2020  - фото 3Второй день работы Гайдаровского форума – 2020  - фото 4
Тем не менее, работа Форума продолжилась. Ключевые темы текущей геополитической повестки обсудили в формате открытого диалога ректор РАНХиГС Владимир Александрович Мау и президент Франции в 2007–2012 годах Николя Саркози.
«История российско-французских отношений длинная. Я прекрасно понимаю, что Россия простирается от Европы до Азии, но Европе нужна Россия, а России нужна Европа. Наши судьбы взаимосвязаны, а те, кто этого не понимают, те вообще ничего не понимают ни в географии ни в истории», - заявил экс-президент Франции.
Рассуждая о будущем Европы, французский политик заявил, что «глубоко верит» в социальное, экономическое и политическое будущее континента, но считает, что «Европ будет несколько»: «Будет Европа Европ, если можно так сказать. Будут Европа ЕС, шенгенская Европа, которой предстоит решить проблему миграции, и будет европейское сотрудничество, которое решит проблему обороны».
Успехи нашей страны он связывает с открытостью новым технологиям. «Россия снова стала сверхдержавой, и это заслуга Президента Владимира Путина», - подчеркнул Н. Саркози.

Второй день работы Гайдаровского форума – 2020  - фото 5Второй день работы Гайдаровского форума – 2020  - фото 6Второй день работы Гайдаровского форума – 2020  - фото 7Второй день работы Гайдаровского форума – 2020  - фото 8
В панельной дискуссии «Национальная технологическая политика и региональная специфика», модератором которой выступил председатель Правления ООО «УК «РОСНАНО» Анатолий Борисович Чубайс, принял участие генеральный директор ОАО «РЖД» Олег Валентинович Белозеров. Он сообщил, что Масштабный российский мегапроект по созданию высокоскоростной магистрали (ВСМ) из Санкт-Петербурга в Нижний Новгород должны завершить к 2026 году. Скорость движения поездов по новой трассе составит 350-380 км/час, но инфраструктура будет рассчитана на 400 км/час. Ранее стоимость строительства ВСМ между Санкт-Петербургом и Нижним Новгородом оценивалась в 2,3 трлн руб., но в конце декабря предлагалось пересчитать смету.
«Я обязательно договорюсь с Мау, чтобы в повестке Гайдаровского форума 2026 года обязательно Белозеров выступил с рассказом об итогах этого дела», - с оптимистично заявил А.Б.Чубайс.
Отвечая на вопрос модератора о перспективах применения технологий высокоскоростного движения Hyperloop, О.В. Белозеров сообщил, что пока технология не может быть использована на российских железных дорогах в виду недостаточной проработки стандартов безопасности.
Также во второй день Форума прошла экспертная дискуссия «Жилищный рынок: тенденции развития», модератором которой выступил заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Никита Евгеньевич Стасишин. В дискуссии приняли участие: заместитель председателя, член Совета директоров Центрального банка РФ Ольга Васильевна Полякова, председатель правления Банка ДОМ.РФ Артем Николаевич Федорко, заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Шакирзянович Хуснуллин, аудитор Счетной Палаты РФ Светлана Юрьевна Орлова и другие.
Более 20 регионов Российской Федерации имеют низкую рентабельность строительства. В некоторых регионах рентабельность составляет от 0 до 10%. В своем выступлении О.В. Полякова заявила, что Банк России готов рассмотреть меры поддержки застройщикам с небольшой маржинальностью в малых городах в рамках проектного финансирования: «Мы готовы рассматривать совместно с Минстроем, другими ведомствами и региональными властями подходы, которые позволяют компенсировать издержки на создание инфраструктуры таким застройщикам в малых городах».
О том, какие шаги предпринимаются в столице для повышения обеспеченности горожан жильем, рассказал М.Ш. Хуснуллин.
В прошлом году Москва установила рекорд по вводу недвижимости - почти 11 млн кв.м, из которых 4,5 млн кв.м - это жилье. В 2020 году показатели останутся примерно на таком же уровне.
«Большие объемы ввода жилья повышают его доступность. Это один из основных показателей развития любого мегаполиса - насколько доступно приобретение жилья в городе», - отметил М.Ш. Хуснуллин. Жилую недвижимость строят в разных районах города. Уходя от тенденции строить спальные районы, градостроители сближают жилье и место работы, чтобы обеспечить транспортную доступность и снизить маятниковую миграцию. При этом почти во всех районах можно найти как бюджетную квартиру, например экономичную студию, так и дорогое просторное жилье в комплексе класса люкс.
«Однако, даже имея такие темпы ввода жилья, мы по средней обеспеченности уступаем. Если у нас в городе чуть выше 20 кв.м на человека, то в городах, с которыми мы себя сравниваем - Лондон, Нью-Йорк, Париж, - обеспеченность составляет 30–40 метров на человека», - подчеркнул М.Ш. Хуснуллин.
Темпы ввода жилья зависят от многих факторов, в том числе и от стоимости ипотеки. Если она останется на том же уровне или даже будет снижаться, то спрос на жилье все равно будет высоким, а если есть спрос - будет и предложение. «По коммерческой недвижимости мы уверены в объемах ввода - город в 2020 году построит на уровне 5–6 млн кв.м», - заявил заместитель Мэра.
Кроме того, в течение текущего, 2020 года, в Москве планируется ввести в эксплуатацию порядка 20 железнодорожных станций, что увеличит транспортную доступность. Переходы между станциями, платформы и их продления будут введены в разные месяцы на МЦД-1 и МЦД-2, а также частично на Киевском направлении железной дороги. Будут введены совершенно новые объекты, например: станции «Аминьевская», «Славянский бульвар», «Опалиха», «Ховрино-2» с интеграцией со станциями метро «Ховрино», «Остафьево», «Санино». Продолжится работа по строительству и реконструкции других станций, новых и уже существующих.
«Если мы с пуском МЦД-1 и МЦД-2 привели в порядок 25 станций, то в этом году дальнейшая и уже проделанная работа даст ввод еще порядка 20 станций. Дальше каждый год будут появляться примерно 10 станций», - сообщил М.Ш. Хуснуллин.
Также в кулуарах Форума состоялся пресс-подход, во время которого М.Ш. Хуснуллин ответил на вопросы журналистов.

Второй день работы Гайдаровского форума – 2020  - фото 9Второй день работы Гайдаровского форума – 2020  - фото 10Второй день работы Гайдаровского форума – 2020  - фото 11Второй день работы Гайдаровского форума – 2020  - фото 12
Он заявил: «Строительство коммерческой недвижимости, офисов, логистических центров является драйвером развития экономики, создает новые рабочие места, в том числе и в шаговой доступности от мест проживания горожан. Строительство коммерческой недвижимости позволяет снизить маятниковую миграцию и положительно сказывается на транспортной ситуации в городе.
В этом году мы планируем построить и сдать от 5 до 6 млн кв.м коммерческой недвижимости. Среди инвесторов высокий интерес к таким проектам, они стали чаще запрашивать разрешение на строительство именно такой недвижимости».
Отвечая на вопрос о долгостроях, в частности о бизнес-центре «Зенит», или, как его прозвали в народе - «Синий зуб», который находится неподалеку от корпуса РАНХиГС, где проходила экспертная дискуссия Гайдаровского форума, руководитель Стройкомплекса сообщил: «Это объект федерального значения. Сейчас идет проверка несущих конструкций, после чего будет понятно, что делать дальше. Думаю, нужно дождаться заключения экспертов, после этого будет понятно, сносить его или достраивать. На отечественных объектах металлоконструкции строятся с большим запасом прочности, поэтому вероятность достройки «Зенита» достаточно высока».
Еще один объект на проспекте Вернадского - недостроенный жилой комплекс - город достроит в течение трех лет. «Многострадальный жилой комплекс на проспекте Вернадского, долгострой многолетний, который строится более 12 лет, город взял, и мы в течение трех лет достроим», - заявил М.Ш. Хуснуллин.
За прошедший год Москве удалось исключить из перечня долгостроев 52 объекта. Из них 19 достроено в рамках городского заказа, 28 - инвестиционные, 5 - федеральные.
Еще одним достижением столицы в области градостроительства является высокий уровень цифровизации. «В первую очередь отмечу, что все градостроительные услуги мы сегодня предоставляем в электронном виде. Второе - в конце прошлого года мы приняли решение о том, что с 2021 года начнем поэтапный переход на проектирование с применением BIM-технологий», - пояснил М.Ш. Хуснуллин. IT-технологии в проектировании позволят сэкономить деньги и сократят сроки строительства.

Сергей Козлов

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить