С просьбой провести диагностику воды в Байкале сотрудники института обратились в Национальный центр научных исследований Франции (CNRS). «Озеро Байкал в настоящее время столкнулось с беспрецедентным экологическим кризисом, который ярче всего выражается в массовой гибели эндемичных губок, составляющих ключевой элемент подводных пейзажей. Подводные погружения, которые мы провели с 28 по 31 марта, позволили нам оценить эту катастрофическую ситуацию собственными глазами. Единственным серьезным фактором, омрачающим будущее экологии Байкала, однозначно является существование и функционирование на его берегах индустриальных предприятий как на юге, так и на севере, которые не имеют современных очистных сооружений и которые долгие годы загрязняли и продолжают загрязнять воды озера», — говорится в отчете ученых Тьерри Переза и Александра Ересковского из CNRS.
Кроме того, причиной распространения ядовитой водоросли может быть увеличение развития туризма на берегах Байкала — в озеро попал фосфор, содержащийся в чистящих средствах. Это погубило активный (биологический) ил, объясняют специалисты.
Первые изменения в воде озера исследователи заметили еще в 2011 году — все дно стало покрываться слоем темной нитчатой низшей водоросли, которая буквально заполнила берега почти по всему периметру, особенно в тех местах, где много туристов и куда сбрасывают сточные воды. «За четыре года ситуация усугубилась, все это время мы проводили исследования, — признается Михаил Грачев. — Предположительную причину мы теперь знаем — туристы, которые сливают в озеро сточные воды после стирки, мытья посуды, и ведь за 2014 год только остров Ольхон посетили 800 тысяч туристов».
Академик видит два выхода из сложившейся катастрофической ситуации: запрет фосфорсодержащих чистящих средств и постройку очистных сооружений. «Раньше мы не задумывались — Байкал очень большой, и даже если взять все, что человек способен туда вылить, то концентрация будет все равно очень низкой. Однако мы и не подумали о том, что объем прибрежной зоны небольшой, но именно в этом объеме и живет спирогира», — рассказывает Михаил Грачев.
После экспедиции ученые из Франции порекомендовали коллегам из Лимнологического института поддерживать те исследования, которые помогли бы приблизиться к пониманию механизмов заболевания губок и выявить его связь с изменениями качества байкальской воды. «Нам также кажется крайне важным, чтобы институт начал развивать исследования по динамике и генетике популяций губок для того, чтобы понять потенциальные возможности восстановления популяций пораженных видов. Кроме того, совершенно необходимо, чтобы были развиты и поддержаны междисциплинарные исследования, объединяющие экологов, социологов и экономистов, для того чтобы можно было выйти на уровень экосистемных исследований тех проблем, которые вызваны настоящим экологическим кризисом.
Помимо прочего, по мнению ученых, «необходимо продвигать и поддерживать применение концепции Устойчивого Развития в приложении к повышающейся промышленной и туристической активности вокруг Байкала, но в то же время постараться как можно скорее сократить основные источники загрязнения и эвтрофикации воды». «Постоянное взаимодействие с локальными и региональными организациями, занимающимися сохранением биоразнообразия Байкала, должно стать приоритетным направлением взаимодействия науки и власти. Еще одним важным направлением должно стать повышение экологического образования местного населения», — заявили Тьерри Перез и Александр Ересковский.
Однако, по словам директора Лимнологического института, власти не спешат начинать работу и содействовать очищению озера, переговоры о проектировании и постройке очистных сооружений не ведутся.