Велопрогнозы: что мешает развитию велотранспорта в России?

 Велопрогнозы: что мешает развитию велотранспорта в России?   - фото 1Велосипед для большинства из нас прежде всего средство для отдыха, а не для передвижений, как он задумывался. Почему так? Что нужно сделать, чтобы железный двухколесный стал полноправным участником транспортного движения, разгрузив автомагистрали и легкие горожан? Достаточно ли для этого обустройства дорожек и парковок? Об этом в столице шел разговор на конференции, посвященной перспективам развития велотранспорта.
Из трех стратегических целей развития: деловые перемещения, рекреационно-оздоровительные катания и велотуризм — на проблемах городского делового велодвижения остановился в своем докладе заслуженный путешественник, кандидат технических наук Игорь Налимов: 
«Какие надо создать условия, чтобы в Москве развивалось именно деловое велотранспортное движение, то есть поездки на велосипеде с деловыми целями? Передвижение возможно, только если обеспечена его безопасность и это передвижение доступно, то есть для него создана какая-то инфраструктура: дороги, места хранения, парковки. И, конечно, должна быть доступна техника, то есть сами велосипеды, пригодные для различных поездок, для спортсменов и для обычных людей, для людей любого возраста и любого состояния здоровья. Но самое важное — обеспечение мобильности, то есть возможности перемещения по городу в любую точку в более-менее надежных, стабильных условиях. Тут надо отметить, что велосипед имеет ограничения по сравнению с другими видами транспорта. Прежде всего, климатические. К тому же велосипедист значительно менее защищен, нежели, скажем, автомобилист в машине. А значит, развитие велотранспорта в Москве невозможно без комплексного подхода».
На сегодняшний день уже можно говорить о некоторых закономерностях в развитии велотранспорта в столице. Работы ведутся на трех уровнях — городском, окружном (префектуры) и районном. И если последний предполагает в основном работы по благоустройству: установку знаков, очистку дорожек, устранение барьеров — то городские проекты наконец обретают некоторую цельность и системность в организации. Так, например, Гагаринский район столицы уже разработал программу внутреннего развития велодвижения, ЮВАО подготовил к реализации маршруты, связывающие Минский, Марьинский парки и «Печатники», Департамент транспорта принял проект «Зеленое кольцо», которое свяжет 15 крупных парков и лесопарков с существующей системой веломаршрутов по берегам рек Москва и Яуза. Продолжается строительство и благоустройство велодорожек по руслам шести малых рек внутри Москвы, некоторые из них уже открыты и давно любимы велосипедистами города.
Но в целом, по мнению Игоря Налимова, работа над развитием городского велодвижения в Москве происходит не системно и не организованно. Причины он видит в том, что отсутствие велоинфраструктуры и незащищенность велосипедистов делают развитие городского велодвижения «не самоподдерживающимся» (от «sustainable development» — самоподдерживающееся развитие). По просчетам Игоря Маркина (генерального директора ЦНИИП велосипедного транспорта), около миллиарда рублей затрачено на развитие существующей велоинфраструктуры, но показать законченный результат пока невозможно. Потому Департамент транспорта предпочитает вкладывать средства в развитие общественного транспорта и пешеходных зон, пешеходного движения: здесь можно продемонстрировать определенные успехи.
В 1987 году Всемирная комиссия ООН по охране окружающей среды и развитию предложила термин «sustainable development», означающий такое развитие общества, которое не должно повредить следующим поколениям. Этот же принцип был положен в основу термина «sustainable transport» — устойчивая, самоподдерживающаяся транспортная система, которая соответствует четырем критериям: экономическая эффективность, или самоокупаемость (расходы на нее должны быть не больше, чем доходы от ее использования); социальная ориентация, то есть она должна приносить пользу здоровью людям; энергоэффективность, то есть система должна расходовать природные ресурсы по минимуму; и отсутствие вреда окружающей среде. Всем этим критериям соответствует велотранспорт, потому создание программы устойчивого развития (дорожной карты) именно этого сектора городского транспорта может стать весьма перспективным. И очень радует, что над вопросом стало работать правительство Москвы — первый шаг навстречу экологичному транспорту сделан. И это не может не вдохновлять.
 
Елена Хвостова

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить