
В российском сельском хозяйстве наблюдается катастрофическая ситуация с производством семян: отечественная отрасль лежит в руинах, и за рубежом приходится закупать семена не только пшеницы, картофеля, кукурузы, но даже укропа и петрушки, заявила спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко .
«По семеноводству просто катастрофа... Почему Министерство сельского хозяйства занимается этим без «энергетики»?», — возмутилась она на встрече со статс-секретарями — заместителями министерств и ведомств – сообщает «Рамблер».
По словам Матвиенко, отечественное семеноводство было «полностью загублено» после кризиса 1990-х, и зависимость от импорта стала критической. По отдельным культурам она достигает 90%. «Я уже не говорю о кукурузе, о картофеле, о пшенице! Но когда я в одном из регионов посещала тепличное хозяйство и мне сказали, что петрушка, укроп и салат — это тоже импортные семена, вот это меня правда добило», — заявила Матвиенко.
Она добавила, что Минсельхоз должен «бить в набат» и «ходить в правительство», объединяя усилия с министерством образования и науки, с Академией наук. Это очень острая тема: необходимо «разработать четкий амбициозный план по развитию отечественного семеноводства», цитирует Матвиенко «Интерфакс».
Для наглядности того, что может произойти , если по какой-то причине в Россию перестанут поступать импортные семена (а закупать их приходится ежегодно, так как это семена гибридных сортов, то есть те, которые не дают всхожих семян от высаженных растений), приведем анализ ситуации с производством сахарной свеклы.
Министерство сельского хозяйства РФ устами директора Департамента растениеводства Романа Некрасова озвучило зависимость России от импортных семян. Цифры, без натяжки, ужасающие. Судите сами.
В 2018 году было высажено семян иностранной селекции: сахарной свеклы — 96,5 процента, овощных культур — 72, подсолнечника — 61, картофеля — 54, кукурузы — 48, рапса ярового — 37, сои — 34 процента.
А теперь давайте представим такую ситуацию. Запад под видом санкционной борьбы отказывается нам продавать семенной материал свеклы. И сладкий рынок России рухнет мгновенно. Где-то придется закупать минимум четыре миллиона тонн сахара. Мало того что цены на него в торговле подскочат, так еще и кондитерские фабрики начнут банкротиться, поскольку именно они являются основными потребителями сладкого продукта.
Вы думаете, что такого не может быть? Не будьте наивными...
Если против "Северного потока 2" развязана настоящая санкционная война по принципу "ты виноват уж тем, что хочется мне кушать", то следующая волна этой войны будет именно против сельскохозяйственных поставок России, стремительно захватившей лидерство в экспорте пшеницу, откуда ее с таким трудом в свое время вытесняли наши "партнеры" из-за "большой лужи"...
Но это вовсе не значит, что мы полностью откажемся от закупок семян иностранной селекции. Хозяйства будут их покупать как и прежде, поскольку они могут давать по 600—700 центнеров корнеплодов с гектара, тогда как потолок наших — 450. Но деньги в отечественное семеноводство придется в любом случае вкладывать, ибо без этого мы не сможет слезть с импортной иглы.
А что скажут по этому поводу дачники?
Сейчас практически невозможно найти старых, добротных, устойчивых к неблагоприятным погодным условиям семян огурца, того же укропа, петрушки и редиса.
Изнеженные зарубежные родственники частенько бывают пустышками, продаваемыми в ярких обертках по 10 штук в пакетике по баснословным ценам.
И если от семян бабушкиной селекции огурчики с грядки на столе радовали до заморозков, то современные родственники тех же огурцов стоят от 2 рублей за одну семечку, а растения, выращенные из этих семян, порадуют вас урожаем до середины июля, превратившись потом в сухие плети.
А ведь наши бабушки засаливали огурцы в бочках на зиму лишь в сентябре...
То же самое относится и к томатам.
Нужны и импортные семена, и свои, родные.
Пора возрождать отечественную селекцию. Это по принципу "На Бога надейся, да сам не плошай".
Татьяна Колесникова