В августе уровень безработицы среди молодых россиян, по предварительным оценкам, составит 20%. Об этом свидетельствуют данные информационного портала W-City.net. Незанятых молодых людей в возрасте до 24 лет в России уже в 5 раз больше, чем нетрудоустроенных 30–49-летних. Эксперты называют ситуацию катастрофической, так как под ударом молодежь – надежда и опора страны.
По данным опроса W-City.net, сегодня каждый пятый молодой россиянин в возрасте до 25 лет не может найти работу, а проблемы с трудоустройством отмечает каждый третий респондент из данной категории. Текучесть кадров в «молодежной» среде и вовсе бьет все рекорды – свыше 45% не задерживаются на рабочем месте и одного года.
По словам авторов исследования, самое тревожное в этой ситуации то, что армия молодых безработных россиян стремительно пополняется в первую очередь за счет проблемных категорий – таких, как дети из малообеспеченных, многодетных, неполных семей, подростки, выпускники школ и детских домов.Этот тренд на российском рынке труда во многом повторяет кризисную ситуацию в странах Евросоюза, когда затянувшаяся на несколько лет рецессия обернулась там массовой молодежной безработицей.
По состоянию на начало II квартала текущего года безработица среди граждан до 25 лет в ЕС достигла 21%. Наибольшее число молодых безработных отмечено в Греции (50,1%), Хорватии (45,5%) и Италии (43,1%). Ситуация с занятостью молодежи остается одной из самых важных социально-экономических проблем в Старом Свете. Теперь она во весь рост встает и перед Россией.
Опрошенные «НИ» эксперты считают, что ситуацию может исправить лишь государственная поддержка трудовой мобильности. «Молодежь по определению легка на подъем, но без государственной поддержки, в условиях полного равнодушия и бездействия госструктур молодым людям остается рассчитывать лишь на удачу и собственную предприимчивость», – считает Николай Рыжков, глава рекрутинговой компании «СТС Групп».
– В итоге молодежь разочаровывается в государстве, теряет веру в него и ищет счастья за рубежом». При этом эксперт сослался на недавний соцопрос, который показал, что около 30% молодых людей в возрасте от 18 до 24 лет хотели бы уехать за границу на ПМЖ.
Тем не менее нужда заставляет молодежь проявлять все большую активность и трудовую мобильность – ежегодно только в Москву на заработки и в поисках счастья приезжает свыше 100 тысяч юношей и девушек из регионов.
Однако немногим из них удается закрепиться в мегаполисе – в большинстве случаев основной проблемой становится отсутствие знаний и профессиональных навыков. «Сегодня все больше молодых людей из российских регионов открывают для себя вахтовый метод работы – приедут на несколько месяцев и, заработав необходимые средства, возвращаются домой», – утверждает представитель столичной компании по подбору персонала Ксения Юркова.
По ее словам, многие предприятия сферы обслуживания и торговли предпочитают привлекать на такие временные работы именно молодых людей, которых ждут вакансии кассиров, продавцов, разнорабочих, официантов.Стремительное «омолаживание» нетрудоустроенной аудитории отмечает Наталья Шипилова, представитель интернет-сайта «Работа есть для всех»:
«Если еще 5 лет назад средний возраст соискателей вакансий был 34 года, то сейчас – около 25–27».
Всерьез затрудняет молодым путь к столь желанным рабочим местам разруха, царящая в среде профессиональной ориентации, профессиональной подготовки и отсутствие «трудовой логистики» – в поиске вакансий молодежь продолжает по старинке руководствоваться «сарафанным радио».
Со своей стороны, Николай Рыжков уверен, что преодолеть растущую безработицу среди молодых смогут 3 фактора – это профессиональная «навигация» в сфере занятости вкупе с трудовой мобильностью, помощь в адаптации на рабочем месте и приобретение профессиональных навыков.
«Еще в декабре прошлого года Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию, провозгласившую 15 июля Всемирным днем навыков молодежи. К сожалению, Россия эту эстафету не подхватила – а жаль. Бездействие государства еще больше ухудшает социально-экономические условия в молодежной среде», – сделал вывод эксперт.