В Бонне, Германия, 23 октября завершилась последняя перед конференцией в Париже сессия переговоров по подготовке нового климатического соглашения ООН. Более 150 государств, включая все крупные страны, подали для нового соглашения свои цели по выбросам парниковых газов на 2025-2030 гг.
В частности, Россия в ближайшие 15 лет планирует экономическое развитие без роста выбросов – они, как и сейчас, должны находиться на уровне 70-75% от уровня 1990 г. Если установки всех стран будут исполнены, через 10-15 лет пик глобальных выбросов, вероятно, будет пройден, а затем начнется снижение.
Однако даже при таком снижении выбросов избежать крайне негативных последствий не удастся. Необходимы серьезные меры адаптации к изменениям климата, поэтому участники переговоров решили запустить механизмы широкомасштабной помощи наиболее уязвимым государствам. Кроме того, страны организуют процесс долгосрочного и поэтапного пересмотра национальных целей по выбросам для того, чтобы к концу XXI века все-таки удержать глобальное потепление в пределах 2 градусов Цельсия.
«Отрадно, что на переговорах все страны выражают полное доверие климатической науке и цели в 2 градусов Цельсия. Конечно, все опасаются не повышения средней температуры, которая является просто индикатором, а ущерба от опасных явлений и недостатка воды, – комментирует из Бонна Алексей Кокорин, руководитель программы "Климат и энергетика» Всемирного фонда дикой природы (WWF России). – Парижское соглашение должно проложить дорогу к тому, чтобы через 40 лет 3 млрд людей не страдали от нехватки воды и продовольствия. Это неизбежно, если все пустить на самотек».
Решения Парижа жизненно необходимы для более чем 100 наиболее уязвимых стран, а также очень важны для государств-доноров. Последним надо оптимизировать расходы на помощь другим, а также на внутренние меры адаптации к изменениям климата и продвижение низкоуглеродных технологий.
Россия тоже начинает активно помогать нуждающимся странам, в 2014 г. выделив 875 млн долларов, а в 2015 г. создав совместный фонд с программой развития ООН (ПРОООН). Тем не менее, объем финансовой помощи нашей страны относительно небольшой. Россия и такие страны, как Китай, не входят ни в число основных стран-доноров, ни стран-получателей. Тем не менее и для нашей страны новое соглашение будет иметь важные последствия.
«В решениях парижского соглашения ни разу не будет употреблено слово уголь, но воздействие на угольную энергетику уже чувствуется, — говорит А. Кокорин. — Инвесторы видят все больший риск того, что уголь будет вытесняться газом и возобновляемыми источниками энергии. Ряд проектов уже заморожен. А страны-получатели климатической помощи опасаются, что отказ от угольных планов станет условием получения финансирования».
По мнению WWF, в новых условиях России надо вдвойне критично подойти к идеям наращивания производства угля и его экспорта в Азию. В долгосрочном плане разумнее инвестировать в энергоэффективность, устойчивое лесное хозяйство, возобновляемые источники энергии и т.п.
С другой стороны, России также необходимо усилить работу по адаптации к изменениям климата внутри собственной страны. Согласно имеющимся оценкам, число опасных гидрометеорологических явлений к середине века в мире возрастет не менее чем в 4 раза от показателей 2000 г. В нашей стране за прошедшие 15 лет уже отмечен примерно двукратный рост.
В России, как и в мире в целом, наиболее уязвимы к изменению климата удаленные от центра бедные регионы. Именно там живут коренные народы, осталась нетронутая природа, занесенные в Красную книгу животные и растения. Поэтому как самые сильные страны должны по новому соглашению ООН помочь более уязвимым, так и внутри России нужна помощь северным, горным, дальневосточным и другим регионам.