В Комитете РСПП по интеллектуальной собственности и креативным индустриям объяснили, почему отраслевая дорожная карта является промежуточным шагом и что необходимо для трансформации делового климата
В России утвердили дорожную карту трансформации делового климата (ТДК) в сфере интеллектуальной собственности, разработанную Минэкономразвития. Карта состоит из 24 мероприятий, направленных на совершенствование института интеллектуальной собственности. Нормам, регулирующим институт интеллектуальной собственности, предстоит пройти модернизацию. Соответствующий документ подписали в российском кабмине. Заместитель председателя Комитета Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) по интеллектуальной собственности и креативным индустриям, президент Федерации интеллектуальной собственности (ФИС) Сергей Матвеев ознакомился с планом мероприятий и указал на его сильные и слабые стороны.
Известно, что ранее РСПП обращался в Правительство РФ с рядом конструктивных предложений по снятию барьеров для бизнеса в цифровой среде и креативного сегмента экономики – многие из них учтены в документе. Так, по инициативе РСПП будет упрощен доступ к произведениям, правообладатель которых неизвестен, а также создана возможность распоряжаться всеми видами интеллектуальных прав с помощью распределенных реестров. Сейчас это можно делать с авторскими и смежными правами, а вот требуемая законодательством регистрация перехода патентных прав или прав на товарные знаки пока еще «выпадает» из «цифровой среды», что порождает дополнительные издержки предпринимателей.
Минэкономразвития включило в дорожную карту ратификацию международных договоров о правовой охране евразийских товарных знаков и промышленных образцов – за счет подачи одной заявки это позволит обеспечивать правовой охраной объекты на территории нескольких государств. Научные и образовательные учреждения в случае успешной реализации дорожной карты смогут использовать исключительные права в качестве взноса в стартовый капитал стартапов и получить новый источник дохода благодаря оказанию услуг по оценке патентоспособности технических и дизайнерских решений. В Комитете РСПП по интеллектуальной собственности и креативным индустриям положительно оценивают эти шаги и отмечают, что они будут способствовать технологическому развитию страны и реализации цифровой повестки. Положительно оценивается и возможность включения в состав заявок на патенты 3D-моделей. Однако, по мнению Сергея Матвеева, «включение в дорожную карту законопроектов, которые не только не новы, но и уже приняты Государственной Думой, является явно избыточным».
В целом дорожную карту можно оценить положительно – она поможет при условии адекватного содержания нормативных актов упростить оборот и защиту интеллектуальных прав, однако о масштабной и столь ожидаемой трансформации, которая позволит превратить интеллектуальные права в высоколиквидный коммерческий актив, пока говорить рано, считают в комитете. Дело в том, что значительная часть предложений была
включена в дорожную карту в весьма ослабленном варианте. К примеру, вместо введения специализаций патентных поверенных, перехода к системе их профессиональной аккредитации, раскрытия статистики качества и объемов оказанных ими услуг в соответствующем пункте плана оказались неопределенные формулировки, такие как «уточнение статуса», «совершенствование услуг».
Такое же «размытие» произошло и в крайне важном вопросе распределения прав на результаты, созданные с привлечением бюджетных средств. Утратили четкость не только формулировки, предложенные Правительству РФ предпринимателями, но и формулировки поручения Президента России по тому же вопросу, который еще в 2012 году поставил правительству задачу определить исчерпывающий перечень случаев, когда права закрепляются за Российской Федерацией. Это поручение до настоящего момента так и не исполнено.
В части работы государственного сегмента экономики, по мнению Сергея Матвеева, деловой климат скорее ухудшится: «Госзаказчикам, к которым относится широкий круг компаний, работающих в сфере атомной энергетики, космической техники, авиастроения, правительство намерено определить порядок управления не только интеллектуальными правами, но и имуществом, в котором они выражены. Это вызывает целый ряд вопросов. Один из них – как эти правила будут применять к облачным хранилищам с конструкторской документацией, разнообразие в процедурах учета прав и имущества лишь возрастет». Также госзаказчиков обяжут вовлекать интеллектуальную собственность в оборот. «Это вызывает недоумение – ведь если они ее «заказали» и не используют, видимо, они неквалифицированные заказчики, нерационально тратящие средства налогоплательщиков». По мнению Сергея Матвеева, в этой части дорожной карты уместно говорить о профилактике не вполне здорового делового климата, а не о лечении», – полагает Сергей Матвеев.
В Минэкономразвития лишь частично учли предложение РСПП об изменениях в Налоговый кодекс РФ. Понимая потребности предпринимателей, сложности налогового администрирования, риски, возникающие для бизнес-сообщества, РСПП предложил полностью отказаться от уплаты налога на добавленную стоимость при передаче прав на результаты интеллектуальной деятельности. Известно, что НДС уже не применяется при приобретении прав в процессе производства кинофильмов, а также при лицензировании российского программного обеспечения и изобретений. Прописанное в дорожной карте очередное послабление – возможность не уплачивать НДС при комплексной передаче прав на товарный знак и другие объекты – никак не поможет решить вопрос освобождения сделок со всеми видами объектов интеллектуальной собственности от налоговой нагрузки. Эта мера лишь спровоцирует рост спорных и конфликтных ситуаций между ФНС и бизнесом, более того, сложности администрирования и возникающие риски переквалификации сделок превысят пользу от очередной льготы и никак не будут способствовать построению простой и прозрачной системы взаимодействия бизнеса и органов власти, уверен Матвеев.
Двойная уплата социальных и пенсионных взносов по-прежнему сохранится при выплате авторских вознаграждений. РСПП выступал с более эффективным для рынка предложением по устранению коллизии, однако Минэкономразвития проигнорировал инициативу. Вместо радикального решения проблемы правительство намерено «усовершенствовать» правила выплаты вознаграждений авторам, хотя эти правила применяются только в спорных ситуациях, когда автор и работодатель не зафиксировали договоренность о вознаграждениях в трудовых контрактах.
Полумерой можно назвать и изложенные в дорожной карте мероприятия в части льгот по налогу на прибыль. Речь идет о преференциях для инновационных отраслей экономики и соответствующих компаний. «Вероятно, организации, которые сейчас не попадают пусть даже в расширенный перечень инновационных, никогда не получат шанса стать таковыми», – предположил Матвеев.
С целью повышения уровня защиты прав интеллектуальной собственности РСПП вносил предложение по снятию барьеров для развития институтов медиации и третейского разбирательства, а также предлагал обеспечить адекватную требованиям бизнеса доступность судебной защиты нарушенных прав – сейчас такая возможность ограничена законом. Однако в дорожной карте говорится лишь об «улучшении регламента работы Палаты по патентным спорам (ППС)», который давно и вполне обоснованно вызывает принципиальные возражения со стороны предпринимательского сообщества в силу непрозрачности деятельности данного органа – от сроков разрешения конфликта до процедуры принятия решений.
Предпринимательское сообщество выступало за отмену устаревших правил инвентаризации и стоимостной оценки прав на результаты научно-технической деятельности, которые действуют в России с 2002 года. Эти правила должны были отменить в рамках «регуляторной гильотины», поскольку они являются никак не обоснованным вмешательством во внутрихозяйственную деятельность предприятий. Но вместо полной отмены «мы видим лишь косметические поправки, которые по-прежнему создают излишнюю и, что самое важное, совершенно бессмысленную контрольно-надзорную нагрузку», утверждает Матвеев. Учет результатов, полученных с привлечением бюджетных средств, требует упрощения и унификации, но это предложение бизнеса тоже не реализовано.
Схожая ситуация и с мерами по стимулированию негосударственных инвестиций в исследования и разработки. Очередное «расширение списка направлений исследований, затраты на которые можно списывать с повышающим коэффициентом, не решит проблемы – ведь главными причинами невостребованности этого механизма остаются сложность и непредсказуемость системы его налогового администрирования», отметил эксперт.
Согласно плану российского правительства, законопроекты по задачам дорожной карты будут утверждены в 2020–2021 годах. Кабмин сформирует экспертные группы, призванные обеспечить прямой контакт органов власти, предпринимателей и отраслевых специалистов.