Самой яркой из них станет платформа «Беломорская» на Замоскворецкой линии.
Московские власти утвердили проекты новых станций метрополитена, которые должны открыться в 2015 и 2016 годах. В частности, были определены архитектурные решения для станций Замоскворецкой и Кожуховской веток. Тем не менее названия некоторых станций все еще остаются под вопросом. Об этом «Известиям» сообщил источник в Москомархитектуры.
Чиновники рассмотрели проекты станций «Нижегородская улица», «Стахановская», «Окская улица», «Ферганская улица», «Косино», «Салтыковская улица» и «Косино-Ухтомская» (Кожуховская линия) и платформ «Беломорская» и «Улица Дыбенко» (Замоскворецкая линия).
— Платформы на всех новых станциях будут иметь ширину не менее 10–12 м, — отметил источник. — 12 м — это наиболее комфортная ширина для станций, расположенных в спальных районах. Что касается цветовых решений, то в целях оптимального использования электричества стены будут выполнены в светлых оттенках, будут использованы светоотражающие материалы, металлические детали, керамика и мозаика. Напольные покрытия останутся темными, потому что светлые при активной эксплуатации быстро приходят в негодный вид. Тем не менее все станции будут очень разными.
Так, облицовка станции «Беломорская» будет выполнена из белого камня, а также цветных камней отечественного происхождения. На стенах будут располагаться огромные панно с изображениями Соловецкого монастыря, переходящие в ниши, в которых будут установлены скамейки для пассажиров.
В облике новых станций отразится и современный архитектурный стиль. На потолке «Стахановской» появятся необычные светильники, выполненные в форме геометрических фигур. Для безопасности пассажиров платформа будет отделена от путей прозрачной перегородкой, которая станет раздвигаться синхронно с дверьми вагонов.
Однако на Замоскворецкой линии осталась станция, архитектурная концепция которой не была утверждена. По словам разработчиков, станция под рабочим названием «Улица Дыбенко» «получилось слишком темной и будет перерабатываться».
Под вопросом осталось и название. Рабочий вариант был выбран созвучным улице, на которой будут расположены выходы со станции. Однако в связи с неоднозначной ролью революционного деятеля в отечественной истории встал вопрос о выборе другого названия.
В «Живом журнале» пользователи уже провели голосование, предложив альтернативные варианты названий для станции. В тройке лидеров — «Ховринская», «Бусиновская» и «Зеленоградская». Также интернет-сообщество обсуждало название «Конная база» из-за конюшни, расположенной поблизости, и «Петербургская» — в честь скоростной трассы, ведущей в Северную столицу, которая пройдет через район.
Заслуженный архитектор России Сергей Ткаченко уверен, что традиции московского метро должны сохраняться и при строительстве новых станций.
— Архитектура московского метрополитена пережила несколько исторических периодов, которые влияли на нее, — напомнил архитектор. — В так называемый сталинский период станции метро создавались как подобия дворцов, использовали драгоценные материалы, вешали шикарные люстры. Затем вышло постановление об ограничении излишеств в архитектуре, и внешний вид станций стал скромнее, хотя на тех, которые строились ближе к центру, например, «Площадь Ногина» (нынешняя платформа «Китай-город»), продолжали появляться натуральные материалы и необычные архитектурные элементы. Даже в период застоя и перестройки станции старались делать особенными, не похожими друг на друга — поэтому и сегодня, когда средства есть, было бы правильно продолжить традицию создания станций «с собственным лицом».
По словам Ткаченко, отделка не влияет на скорость строительства.
— Совсем не обязательно использовать дорогие материалы, главное, чтобы станции отличались друг от друга какими-то изюминками: цветовыми решениями, барельефами, панно, — добавил специалист. — Традиция делать станции светлыми существуют давно, однако я считаю, что грамотно выбранные яркие оттенки не повредили бы освещению. Не менее 2% от стоимости проекта должно уходить на художественное оформление. Нельзя, чтобы станции в центре были шикарными, а на отдалении — простыми. Это усилит социальное расслоение, которое и так присутствует в городе.
Москвовед и художественный руководитель клуба «Живая история» Елена Богачева считает, что названия станций должны быть связаны с историей Москвы, но при этом не с ее советским периодом.
— Станции будут расположены в конкретных местах, где наверняка происходили какие-то важные события, — отметила эксперт. — Многие москвичи, к сожалению, плохо знают историю своего города и могли бы с помощью правильно подобранной топонимики ее понемногу узнавать. А такие названия, как «Улица Дыбенко» или «Стахановская», только возвращают их в «совковые» времена и ничего не дают ни уму, ни сердцу.
Напомним, что ранее общественность уже поднимала вопрос о переименовании будущей станции метро на Кожуховской ветке. Так, жители района выступали против названия «Ферганская», которое появилось благодаря расположенной рядом Ферганской улице, в свою очередь, получившей имя в честь Ферганской долины в Центральной Азии на стыке границ Узбекистана, Киргизии и Таджикистана. Тогда в качестве альтернативы обсуждалось название «Балакиревская» — в честь выдающегося композитора XIX века Милия Балакирева.