Роскомнадзор потребовал у Алексея Венедиктова, Павла Воли, Ивана Урганта, Тины Канделаки и Владимира Соловьева предоставить статистику посещаемости их аккаунтов в Twitter. Информация нужна ведомству для включения аккаунтов в реестр и соблюдения закона о блогерах.
Роскомнадзор потребовал у ряда медийных персон предоставить информацию о посещаемости их учетных записей в сервисе микроблогов Twitter. Соответствующие запросы ведомства получили главный редактор радиостанции «Эхо Москвы» Алексей Венедиктов, шоумен Павел Воля, а также телеведущие Иван Ургант, Тина Канделаки и Владимир Соловьев.
«В связи с популярностью вашего блога рекомендуем представить данные о посещаемости и идентификации», — говорится в официальном сообщении Роскомнадзора.
Ведомство также подчеркивает, что затребованная информация необходима для соблюдения закона о блогерах.
Телеведущий Владимир Соловьев не видит никаких проблем во включении его Twitter-аккаунта в реестр Роскомнадзора. «У меня наверняка больше 3 тысяч посещений в день, так что ведомство действует в рамках закона. Единственной проблемой стал сам механизм поиска статистики, пришлось пользоваться сторонними сервисами», — рассказал он «Газете.Ru».
Недовольство Соловьева скорее всего вызвала необходимость использования сервиса Twitter Analytics, который в пятницу был рекомендован Роскомнадзором для получения информации по аккаунтам. Венедиктов сказал, что не в курсе запроса Роскомнадзора.
«Запрос информации проводился в рамках включения данных аккаунтов в реестр Роскомнадзора. Недавно мы начали работу именно с сервисом Twitter, и ряд аккаунтов войдут в реестр», — рассказал «Газете.Ru» пресс-секретарь Роскомнадзора Вадим Ампелонский.
По его словам, в данный реестр рано или поздно войдут все блогеры с более чем 3 тысячами посетителей в сутки. На данный момент в списке значится 301 запись, из которых полностью верифицировано 200. В частности, в реестр занесены аккаунты главы Минкомсвязи России Николая Никифорова, депутата Госдумы Марии Кожевниковой, медиаменеджера Ашота Габрелянова, директора компании LiveInternet Германа Клименко и журналиста Виктора Шендеровича.
«Реестр блогеров постепенно наполняется и будет наполняться в дальнейшем, при этом будут задействованы разные соцсети и платформы. В целом, это отражает тенденцию приравнивания блогеров к СМИ, однако зачастую у них становится больше обязанностей, а не прав», — считает главный аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций Карен Казарян.
Вместе с тем, эксперт отметил «Газете.Ru», что закон обязывает хранить и предоставлять информацию о посещаемости тех или иных блогов, в результате под его действие попадают не только блогеры, а сервисы и платформы, на которых размещаются записи. «Роскомнадзору приходится отдельно взаимодействовать с каждым сервисом и вырабатывать меры контроля», — говорит Казарян.
В частности, Роскомнадзор для наполнения реестра блогеров уже плотно взаимодействует с руководством Twitter. Руководство соцсети уже создало отдельный канал коммуникации для общения с ведомством.
«Twitter внедрил специальную форму для подачи заявлений об обнаружении незаконных материалов, в том числе и детской порнографии. Также был выделен отдельный электронный адрес для общения с Роскомнадзором, в том числе и по вопросам включения ряда аккаунтов в реестр ведомства», — рассказал Ампелонский.
Оптимизация взаимодействия между Twitter и Роскомнадзором стала результатом ряда встреч главы ведомства Александра Жарова с руководителями соцсети. В частности, в начале декабря Жаров обсудил вопросы об исполнении сервисами Twitter российских законов с вице-президентом компании по вопросам глобальной публичной политики Колином Кроуэллом.
Ранее российское ведомство неоднократно жаловалось, что не может оперативно связываться с Twitter по ряду вопросов, поскольку у компании нет представительства в России. Однако теперь, по словам Ампелонского, в компании сформировался круг людей, с которыми ведомство общается на постоянной основе. «Помимо Кроуэлла мы контактируем с российским представителем Twitter Алексеем Шелестенко и директором по публичной политике в Европе, на Ближнем Востоке и в Африке Шинейдом МакСуинни», — рассказал он.
Роскомнадзор посчитал фейковые аккаунты в соцсетях нарушением закона
Роскомнадзор считает фейковые аккаунты в социальных сетях примером нарушения закона о персональных данных. Об этом сказано в аккаунтах ведомства в «ВКонтакте» и Facebook.
«Когда персональные данные другого человека, будь то ФИО и его фотография, используются для создания аккаунта „фейка“, то имеет место нарушение закона, поскольку цель его создания не может быть признана социально значимой», — говорится в аккаунте Роскомнадзора.