В СМИ прошла информация о завершении процесса слияния автоконцернов FCA (группы Fiat, Chrysler) и PSA (Peugeot, Citroen, Opel). На этом фоне слухи о ликвидации марки Chrysler, которые настойчиво муссируются не первый год, видимо, становятся явью, и скорее всего, авто пополнит ряд американских марок, таких, как Pontiac, Mercury и Oldsmobile и других, ушедших с автомобильного рынка.
Корреспондент ЭкоГрада в беседе с экономическим обозревателем РИА Вести, а также автолюбителем именно американского автопрома Шаином Алиевым, живущим в Нидерландах, пыталcя разобраться в причинах ослабления интереса потребителя к американским автомобилям и положении заокеанского автопрома, являвшегося мировым лидером по производству автомобилей.
- Какими параметрами руководствуется американский потребитель при покупке автомобиля?
- Общеизвестно, что важными параметрами для покупки автомобиля потребителем, как правило, являются такие, как цена, безопасность, комфорт, мощность, пробег, максимальная скорость, тюнинг, послепродажное обслуживание, фирменное наименование и стоимость запасных частей.
Долгое время сегмент американских, немецких, японских и других популярных марок машин создавался и формировался с учётом уровня и стиля жизни, но в немалой степени зависел и от качества и загруженности дорог. Естественно, что на рынке легковых автомобилей всегда происходят постоянные изменения, связанные со спросом и предложениями.
В начале прошлого века производством автомобилей в Штатах занималось около 200 компаний. Первоначально для американского потребителя автомобиль являлся предметом роскоши, показателем его материального и социального положения. С начала конвейерного производства автомобилей увеличился объем выпуска и продаж, уменьшилась продажная цена. Появление дешевых автомобилей дало возможность миллионам американцев приобретать машину, и тогда же сложился массовый рынок. Автомобиль стал предметом первой необходимости в жизни американцев.
- Какие марки автомобилей предпочитают американские автолюбители?
- Предпочтения автопокупателей в США всегда отражались на структуре продаж автомобилей. Продажа малогабаритных автомобилей всегда уступала объемам продаж крупногабаритных машин. И, конечно же, в подавляющем большинстве это были автомобили американских компаний, таких, как «Дженерал моторз», «Форд», «Крайслер», «Америкен моторз» и других.
Американцы по стилю жизни любят большие машины. США – это страна с широкими улицами, страна, имеющая огромные площади, а соответственно - и большие машины.
В Европе и Японии такое было невозможно, учитывая их узкие дороги, а также дефицит стояночных мест, и отсюда преобладание у них малого и среднего класса машин.
С учётом развития авторынков японцы и немцы, у которых покупательская способность была меньше, чем у американцев, поэтому они ринулись на американский рынок и за счет высокого качества сделали конкурентоспособный класс машин, который полюбили американские автолюбители. Японские производители на базе своих заводов, ориентированных на американский рынок, стали создавать машины с учётом запросов американского потребителя и усиливать свои позиции. Прежде всего, это дорогая кожа в салоне, автоматы... Производство японских машин внутри США стало расти быстрыми темпами. Из десяти наиболее хорошо продававшихся моделей в Соединенных Штатах четыре были японскими.
Постепенно американцы стали скептически относится к отечественным машинам. Американские автопроизводители больше надеялись на свой рынок, который, к сожалению, со временем стал угасать.
- И как на это отреагировал американский автопром?
- Американский автопром попытался сделать прорыв и приспособиться к новым требованиям потребителей, к новым условиям конкуренции, и поэтому был увеличен выпуск малогабаритных автомобилей. Однако, стоит отметить, что несмотря на огромные размеры производства, автокомпании в США не смогли оперативно перестроиться. К тому же качество и технические параметры новых американских малогабаритных машин не смогли конкурировать с зарубежными машинами, а также затруднили продажи крупногабаритных автомобилей.
Низкий уровень обслуживания, предложений по запчастям, недостаточный сервис американских машин практически сильно повлиял на автомобильный бизнес и привел к угасанию американского автопрома. Популярность американских автомобилей практически на всех мировых рынках с каждым годом снизилась.
Тем не менее прорыв американского автопрома все-таки произошел за счет ребрендинга на примере Cadillac, который стал поистине знаковым для производителя и обеспечил успех бренда и по настоящее время. В линейке марки впервые появился внедорожник Cadillac Escalade - самая востребованная модель, затем заднеприводный седан CTS, потом кроссовер SRX и родстер XLR, Cadillac Seville переименовали в STS. Эта машина эталон роскоши и премиальности, который успешно продается во многих странах мира.
Но изменить ситуацию на автомобильном рынке США успех бренда Cadillac, конечно же, уже был не в силах.
- Поделитесь своим опытом эксплуатации американских автомобилей.
- В 1992 году я купил Oldsmobile, трехлетней давности, который входил в группу Дженерал Моторс наравне с Кадиллаком, Бьюиком, Шевроле и Понтиаком. Но я не успел привыкнуть к этой машине. Из-за моей неопытности вышла из строя коробка передач, и я вынужден был продать машину в таком неисправном состоянии.
Сейчас у меня Cadillac CTS. Роскошный, мощный и комфортабельный автомобиль. По качеству у машины одни плюсы, никаких проблем с ней не испытывал. До сих пор езжу на ней, почти 300 000 пробега. Электроника у авто японского производства, что говорит о высоком качестве машины.
Ездить на этом автомобиле очень приятно, очень удобный салон, легко ею управлять. Когда едешь на Cadillac CTS, просто чувствуешь машину, а она тебя.
Беседовал Вагиф Адыгезалов