Турция «вводит» НАТО в Черное море?

«Президент Турции Реджеп Эрдоган реализует масштабный проект по строительству 45-километрового канала (Kanal Istanbul), который должен соединить Чёрное и Мраморное моря. Канал планируют протянуть с севера на юг, через западные окраины крупнейшего турецкого города Стамбул, параллельно естественному морскому проливу Босфор.

   Турция  «вводит» НАТО  в Черное  море? - фото 1

Эрдоган отмечает, что канал облегчит движение и предотвратит аварии, случающиеся в Босфоре, одном из самых оживленных водных путей в мире, на двух берегах которого  расположен Стамбул.

    Аналитики полагают, что основная причина строительства Kanal Istanbul - это стремление обойти Конвенцию Монтрё (1936 г.), ограничивающую количество и тоннаж судов из нечерноморских стран, которым разрешено входит в Черное море через Босфор. В январе 2018 г. премьер-министр Турции Б. Йылдырым уже объявил, что Конвенция Монтрё на новый канал распространяться не будет. Однако в России и других черноморских странах считают, что Конвенция Монтрё устанавливает определенные ограничения, которые должны будут соблюдаться при входе в Чёрное море и выходе из него; новая артерия не отменит этих ограничений.

Маршрут канала, утвержденный правительством в январе 2018 года, пройдёт через водохранилище и три озера по европейской части Турции. Длина канала составит 45–50 км, ширина 150 м, а глубина 25 м. Это значит, что канал будет доступен для самых больших судов.

    Президент Эрдоган, однако, регулярно заявляет, что строительство будет продолжаться, несмотря на любые инициативы оппозиции и протесты» —   см. https://anna-news.info/turtsiya-postroit-kanal-mezhdu-chernym-i-mramornym-moryami/, 28 декабря  2019 г. 

   Во-первых —   Конвенция  Монтрё  (КМ) ограничивает также   число военных судов нечерноморских стран, проходящих через черноморско-эгейские  проливы, их  тоннаж и время  (сроки)  пребывания в Черном море. Но это ограничение нередко нарушалось Анкарой в 1941-44 гг. и позже. 
   Во-вторых —  Турция  планирует  также провести  канал (около 60 км)  тоже в своей европейской  части — вдоль пролива Дарданеллы —  чтобы окончательно  выключить весь  маршрут из-под Конвенции. 
  В-третьих — Греция  не  единожды предлагала включить в  КМ обязательность  согласования между странами-участницами судоходных проектов в регионе Босфор-Мраморное море-Дарданеллы. Что поддерживалось СССР  до мая 1953 г.  включительно. Но  США и Великобритания заставили Грецию отказаться от таких предложений в 1950-м году (потом они  на короткий срок стали «советскими»).
В-четвертых — СССР в 1945-53 гг.  (до мая  1953 г.) предлагал интернационализировать  тот же маршрут и запретить проход через него военных  судов нечерноморских стран. Но это отклонялось Турцией, США, Великобританией, Францией и, в целом, блоком НАТО. 
    Многие  эксперты  считают, что современный характер взаимоотношений  РФ и Турции не способствует активному противодействию  этим проектам со стороны  РФ. На что и рассчитывают в Анкаре.     

   А.Чичкин 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить