Тезисы к Общероссийской экологической конференции «Яблоковские чтения» С-Петербург. 26 октября 2022 г. А.К. Веселов – председатель Ассоциации СРО «Объединение предпринимателей по рециклингу отходов»
Общероссийская экологическая конференция «Яблоковские чтения» С-Петербург. 26 октября 2022 г.
«Современные проблемы в реализации реформы управления отходами в России и правовые перспективы развития отраслевого рынка отходов производства и потребления»
\Экономический аспект реформы: использование отходов и вторичных материальных ресурсов - одно из основных направлений роста экономики.
Экологический аспект реформы: жесткая необходимость эффективно управлять отходами и как минимум не увеличивать накопленный экологический вред.
Социальный аспект реформы: бизнес и население не готово к раздельному сбору отходов и полному соблюдению природоохранных требований в обращении с отходами.
Законодательный аспект реформы: недостаточность правовой базы, пробелы и коллизии в законодательстве, противоречия с иными отраслями права, перенос ответственности исключительно на субъекты федерации, искусственное разделение регулирования потоков отходов на коммунальные, промышленные 1-2 классов, промышленные 3-5 классов опасности, медицинские, радиоактивные.
Правоприменительный аспект реформы: отсутствие единых подходов в практике применения законодательства об отходах в судах и надзорных органах.
Организационный аспект реформы: исключение ответственности за реформу органов местного самоуправления, совмещение функций регулирования и госнадзора за управлением отходами в одном региональном органе.
Временной аспект реформы: реформа в управления отходами ИДЕТ, но тяжело и медленно.
Коммунальные отходы
Бытует ошибочное мнение населения: зачем раздельно собирать отходы, если содержимое всех мусорных баков загружается в один мусоровоз, уплотняется и идет на захоронение. Эти случаи весьма редки. Регоператору ТКО выгодно получать дополнительную прибыль за продажу чистых отходов- ВМР.
Положительные тенденции:
- совершенствование действующего законодательства и практики правоприменения;
-укрепление роли регоператоров ТКО и субсидирование отрасли управления отходами государством;
- значительное увеличение числа и мощности мусоросортировочных комплексов в регионах;
- расширение практики РО ТКО и частных компаний сбора чистых отходов (ВМР) от юрлиц и населения;
- кратный рост в регионах числа фандоматов в сетевых магазинах, оборудованных современными цветными евроконтейнерами мусорных площадок с контейнерами для сбора ВМР (пэтф-тара, макулатура, стекло, авторезина , ртутьсодержащие лампы , батарейки и т.д.).
- проектирование и строительство полигонов ТКО в комплексе с мусоросортировкой и компостированием органических отходов, а также современных отходоперерабатывающих производств.
- усиливается роль и значение ППК «Российский экологический оператор».
Отрицательные факторы:
- ошибочное законодательное выделение коммунальных отходов в самостоятельный поток отходов, регулируемый отдельной отраслью права. В России фактически нет КОММУНАЛЬНЫХ отходов, но есть отходы СМЕШАННЫЕ, бытовые, содержащие в себе отходы всех классов опасности;
- монополизация в регионах деятельности региональных операторов и аффилированных с ними структур, снижение степени конкурентности и открытости в отраслевом рынке:
- отсутствие достаточно мощной отходоперерабатывающей индустрии, низкий уровень инвестиционной привлекательности проектов по созданию инфраструктуры переработки отходов;
- высокий уровень коррупциогенности отрасли, формирование ОПГ с участием чиновников для рейдерских захватов прибыльных предприятий;
- рост числа и объема накопленного экологического вреда, фиктивная рекультивация старых свалок отходов в населенных пунктах, отсутствие средств на рекультивацию ОРО:
- не работающий механизм Расширенной ответственности производителей и импортеров (РОП), ошибочное привлечение к использованию финансовых средств РОП некоммерческих ассоциаций и союзов производителей и импортеров;
- государство не применяет ст.17 ФЗ «Об охране окружающей среды» в части поддержки операторов по обращению с отходами и их экологически эффективных проектов.
Отходы производства
Положительные тенденции:
- правовое регулирование управления опасными промотходами 1 и 2 классов опасности развивается, создано и действует ФГУП «Федеральный экологический оператор» ГК РосАтом;
- сформирована и запущена информационная система учета и контроля за отходами 1 2- классов опасности - ФГИС ОПВК;
- разработаны проекты строительства 7 крупных экотехнопарков по обезвреживанию опасных отходов в регионах РФ;
- реализованы или выполняются крупные проекты по ликвидации и рекультивации крупных объектов размещения токсичных отходов в Челябинской, Иркутской, Ленинградской и иных областях РФ.
Отрицательные факторы:
- полная информационная закрытость и повышенная коррупционность рынка обращения с промотходами в РФ;
- отсутствие регулятора федерального уровня для промотходов 3-4 классов опасности;
- отсутствие правового регулирования обращения с отходами 5 класса опасности (за исключением ГЭЭ проектов по обезвреживанию и размещению таких отходов);
- отсутствие правовых механизмов взаимодействия ФГУП «ФЭО» и ППК «РЭО»;
- низкий уровень надзора правоохранительных органов за сферой обращения с опасными отходами, в том числе по профилактике коррупции в данной области.
Медицинские отходы
Государственное регулирование и надзор за обращением с медицинскими отходами почти отсутствует, отрасль не контролируется, не лицензируется. Медотходы большей частью захораниваются на бытовых свалках или в лучшем случае сжигаются в печах без должной очистки выбросов в атмосферный воздух.
Вывод
Нужны дополнительные правовые, организационные, финансовые, социальные, информационные и надзорные меры по ускорению хода реформы управления отходами в России, в том числе перевод этой отрасли экономики на принципы саморегулирования.
Александр Веселов. 26.10. 2022 г. г. С-Петербург