Корреспондент «ЭкоГрада» Евгений Витишко поднял в Сети тему смога в Краснодаре. И предложил к обсуждению несколько фото
Евгений Витишко: "В Краснодаре над городом смог. В регионе объявлена первая степень опасности. Это связано с повышенным уровнем загрязнения атмосферного воздуха. Такое явление еще называют режимом «черного неба». В это время возможно образование плотной дымки из-за скопления примесей в атмосфере и отсутствия ветра. Кубанцы могут испытывать трудности с дыханием".
СМИ в Сети также в подробностях осветили тему Краснодарского смога.
Так журналисты сообщают, что еще 7 ноября краснодарцы заметили смог, который в Краснодарском крае теперь часто появляется из-за сжигания рисовой соломы
7 ноября телеграм-канал сайта «Живая Кубань» опубликовал сообщение о смоге в Краснодаре и фиксации опасного содержания химических веществ в воздухе. Экологи напомнили, что каждую осень в Краснодарском крае сжигают около 1 млн тонн рисовой соломы. Они объяснили, чем это опасно для жителей Кубани и других регионов РФ.
«Из-за сжигания рисовой соломы страдают не только жители Краснодарского края, вынужденные терпеть ежегодное задымление местности, но и жители других регионов России: продукты горения с воздушными массами переносятся на тысячи километров, оседая даже во льдах Арктики», — пояснил руководитель АНО «Гражданская инициатива против экологической преступности» Дмитрий Шевченко.
Он напомнил, что до 2017 года сжигать рисовую солому, как и другие отходы сельского хозяйства, было запрещено. Юга.ру публиковали подробные материалы в 2019 и 2021 годах о том, что изменилось после отмены запрета. Сейчас Шевченко заявил, что «кубанские рисоводы больше 10 лет добивались права сжигать солому, напирая на то, что другие способы ее утилизации снизят рентабельность всего производства риса на 20-30%. Но никаких расчетов не приводилось, хотя это был единственный аргумент рисоводов».
Кандидат биологических наук и руководитель ресурсного центра «Зеленая цивилизация» Дмитрий Федоров рассказал, что в РФ «наиболее экологически оправданный метод утилизации рисовой соломы — это ее измельчение, равномерное разбрасывание и запашка в верхние слои пахотных земель. При регулярном внесении измельченной соломы в почве увеличивается содержание гумуса, улучшаются физические и биохимические свойства почвы, ее рыхлость и влагоемкость».
Движение ЭКА призвало россиян обратиться в правительство РФ с просьбой запретить сжигание рисовой соломы. Шаблон обращения можно заполнить здесь.
Позицию экоактивистов поддержал доктор медицинских наук, заведующий лабораторией прогнозирования качества окружающей среды и здоровья населения ИНП РАН Борис Ревич. Он объяснил, что сжигание любых вещей (будь то шин или сельхоз-отходов) выбрасывает в атмосферу массу загрязняющих веществ.
«В случае сжигания на полях или открытых площадках в атмосферный воздух попадают соединения серы, азота, бензапирен и оксид углерода, известный как угарный газ, — целый химический букет».
Ученые считают наиболее опасными мелкодисперсные частицы этих соединений, особенно черного углерода, потому что через дыхательные пути они попадают в кровь.
«Это огромная проблема, в первую очередь — для здоровья детей. Ученые уже обнаружили частицы сажи в легких нерожденных младенцев — это тревожный знак, который говорит о необходимости более тщательного контроля за содержанием химических веществ в воздухе», — заявил Ревич.
Он добавил, что сжигание рисовой соломы повышает риск пожаров в населенных пунктах, находящихся рядом с полями. «Утилизация рисовой соломы — технологический процесс, а значит, его должна контролировать экологическая и гигиеническая экспертиза», — заключил доктор наук.
Сжигание рисовой соломы – это давнишняя проблемы стран Юго-Восточной Азии. Здесь существенные силы брошены на разработку инноваций по внедрению производств способных использовать рисовую солому для производства тканей. Ученые считают, что страны Юго-Восточной Азии вполне смогут обеспечить мировое производство одежды экологичным сырьем для текстиля.
Натуральное сырье для текстиля предполагается добывать из соломы риса, пшеницы и других злаковых, стеблей бананов, отходов сахарного тростника и листьев ананаса, сообщает Sustainable Brands со ссылкой на отчет международной группы исследователей.
В совместном докладе Института устойчивых сообществ, Института мировых ресурсов (WRI) и Вагенингенского университета и исследований (WUR), подготовленном по заказу Фонда Лаудеса, были проанализированы большие количества сельскохозяйственных остатков в восьми странах: Бангладеш, Камбодже, Индии, Индонезии, Пакистане, Шри-Ланке, Таиланде и Вьетнаме. Исследование было сосредоточено на Южной и Юго-Восточной Азии, поскольку эти регионы известны как производством отходов растениеводства, так и текстилем.
По прогнозам, рынок одежды достигнет 77 миллиардов долларов США в ближайшие пять лет, а новые текстильные инновации, по-видимому, будут появляться еженедельно, исследование показывает, что только из Южной и Юго-Восточной Азии поступает достаточное количество пригодных для использования сельскохозяйственных отходов для расширения производства текстиля из натурального волокна на высоком цикле.