Страна исходящей нефти

Страна исходящей нефти - фото 1«Роснефть» после долгих месяцев переговоров и согласований на различных уровнях наконец договорилась о значительном увеличении поставок нефти в Китай. Контракт предполагает экспорт 365 миллионов тонн нефти за 25 лет, что позволит «Роснефти» получить 270 миллиардов долларов. Выгодное для госкомпании соглашение может обернуться недополученной прибылью для бюджета и ростом цен на бензин внутри страны.

 

Во второй день работы Петербургского экономического форума сводки информагентств о заключенных там контрактах хорошо отражали структуру российской экономики: крупные соглашения подписывались исключительно в нефтегазовой отрасли. Особенную активность развила государственная «Роснефть», выпустившая за один день 17 (!) пресс-релизов, в каждом из которых сообщалось об очередном контракте или меморандуме о сотрудничестве, скрепленном подписями обеих сторон.

Самым масштабным оказалось соглашение с китайской CNPC о поставках российской нефти в ближайшие 25 лет. В самом пресс-релизе никаких деталей контракта нет, но часть информации о нем все же стала публичной. В частности, о контракте на форуме рассказал президент Владимир Путин, который любит украсить свою речь большими цифрами. В случае с «Роснефтью» цифры были просто огромными: до 46 миллионов тонн нефти в год и поставки в течение четверти века.

Сумму контракта в нынешних ценах глава «Роснефти» Игорь Сечин оценил в 270 миллиардов долларов. По всей видимости, эта цифра получилась из приблизительного перевода тонн в баррели (365 миллионов тонн нефти марки Urals дает около 2,7 миллиарда баррелей) и умножения ее на сто: именно вокруг ста долларов за баррель в последние несколько месяцев торгуется Urals на бирже.

На самом деле существует немалая вероятность того, что «Роснефть» получит от Китая при полном исполнении своих контрактных обязательств гораздо меньше. И дело тут даже не в возможном понижении цен на нефть на мировом рынке.
Вторая серия

Первый масштабный контракт «Роснефти» с Китаем был подписан в феврале 2009 года. Тогда стороны договорились о поставках 300 миллионов тонн нефти в течение 20 лет (с 2011-го по 2030-й). Одним из условий сделки стал кредит на сумму в 25 миллиардов долларов, который «Роснефть» и трубопроводная монополия «Транснефть» получили от Банка развития Китая, – эти деньги пошли, в частности, на трубу «Восточная Сибирь — Тихий океан», по которой нефть экспортируется в Китай.

Фактически Пекин финансировал строительство масштабного инфраструктурного проекта в России, но все равно внакладе не остался. По расчетам «Коммерсанта», сделанным в начале 2011 года, Китай получал нефть из России приблизительно по 60 долларов за баррель при рыночной стоимости в 110 долларов (эти же расчеты на основе открытой информации подтверждали и профильные блогеры).

На значительной скидке по отношению к рыночным ценам Китай, впрочем, не остановился. Уже весной 2011 года стороны начали спорить о тарифе на прокачку нефти, причем Китай в одностороннем порядке уменьшил платежи российским компаниям. В «Роснефти» записали эти деньги в долг (речь шла о 134 миллионах долларов) и попытались вернуть его с помощью переговоров, которые затянулись на несколько кварталов.

В итоге Китай остался в выигрыше: он, хоть и вынужден был заплатить по долгам, получил скидку в полтора доллара за каждый поставленный в страну баррель нефти, причем скидка стала действовать задним числом с конца 2011 года. Впрочем, в самой «Роснефти» это соглашение сочли очень выгодным, так как китайцы требовали скидку чуть ли не в 13 долларов. Кроме того, тогда же в госкомпании отмечали, что китайское направление остается для «Роснефти» выгоднее европейского, даже несмотря на скидки.

Эта выгода формировалась для компании не только из-за контракта с Китаем, но и из-за того, что с 2009 года в России были отменены экспортные пошлины на нефть с месторождений в Восточной Сибири (с помощью таких пошлин, наряду с налогом на добычу полезных ископаемых, осуществляется нефтегазовое наполнение федерального бюджета). Позднее пошлины были частично введены обратно, но все равно сейчас «Роснефть» на своих месторождениях в Восточной Сибири экономит на выплатах в бюджет.

За чей счет

Увеличение поставок нефти в Китай ставит перед «Роснефтью» две задачи, выполнение которых может так или иначе сказаться на жизни всех россиян. Первая задача заключается в том, чтобы найти деньги на увеличение пропускной способности ВСТО, вторая – в том, чтобы обеспечить наполнение нефтепровода.

И ту, и другую задачи придется решать в самое ближайшее время, ведь увеличение поставок, как сообщалось ранее, должно начаться уже с 1 июля. Сперва, правда, объемы поставок увеличатся всего на 800 тысяч тонн в год к тем 15 миллионам, которые поставляются сейчас, но к 2018 году «Роснефть» должна нарастить экспорт в два раза.

«Роснефть» считает, что увеличивать пропускную способность трубопроводов должна «Транснефть», а если ей на это не хватает денег, то пусть она повышает тариф на прокачку нефти для всех компаний. Это означает, что расширение ВСТО госкомпания хочет оплатить за счет средств других нефтяников, в том числе и тех, кто с Китаем никак не связан. В «Транснефти» с этим не согласны, и пока вопрос о повышении тарифа не решен. Поставить точку в этом споре, по всей видимости, предстоит президенту, поскольку представители правительства уже высказывались против идеи «Роснефти». Игорь Сечин известен тем, что умеет убеждать Владимира Путина в своей правоте, так что не исключено, что «Роснефти» все же удастся побороть и правительство, и «Транснефть».

 

 

Если тариф на прокачку будет увеличен, а «Транснефть» заставят инвестировать полученные средства в расширение ВСТО, то вполне возможно, что нефтяники, чтобы покрыть издержки, поднимут цены на бензин. В этом случае экспорт в Китай будут оплачивать уже все россияне.

Не исключено, что гражданам страны придется раскошелиться ради экспортного контракта с Пекином даже раньше. В начале июня в «Газпром нефти» заявили, что «Роснефть» перестала выполнять контракт на поставки сырья на Омский НПЗ (там выпускается бензин для российских АЗС) и вместо этого отправила нефть на экспорт. Контракт, о котором идет речь, заключался руководством ТНК-ВР — компании, которая в 2013 году перешла под контроль «Роснефти».

В госкомпании тогда ситуацию не прокомментировали, но уже через несколько дней «Ведомости» со ссылкой на экспертов рынка написали, что в России зафиксирован дефицит нефти, из-за которого в ближайшее время может подорожать бензин. По данным издания, он возник потому, что все та же ТНК-ВР снизила поставки на внутренний рынок. Аналитики, опрошенные «Ведомостями», связали этот факт с тем, что «Роснефти» необходимо выполнять экспортные обязательства перед китайцами.

В «Роснефти» после подписания договора с CNPC уверяли, что увеличение поставок в Китай не приведет к невыполнению обязательств по контрактам с европейскими партнерами: мол, «Роснефть» не меняет Запад на Восток, а хочет развиваться и там, и там. Хорошо бы, чтобы за этим развитием не забыли и тех, кто находится между двумя экспортными каналами: если поставки в Китай будут частично оплачиваться из бюджета, а необходимость увеличения экспорта приведет к дефициту на внутреннем рынке, то тогда контракт с CNPC вряд ли можно будет считать выгодным для страны.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить