
4 сентября 2019 года в рамках Деловой программы VII Международной выставки тканей и текстильных материалов «Интерткань-2019. Осень» (Экспо-Центр, 3-6 сентября) состоится Заседание рабочей группы по маркировке товаров легкой промышленности. Тема заседания «Внедрение маркировки на предприятиях легпрома. Пошаговая инструкция».
В работе круглого стола примут участие: Андрей Разбродин, президент Союзлегпрома, Вера Волкова, Директор департамента общего бизнес-анализа ЦРПТ, Анна Орлова, руководитель рабочей группы по маркировке, члены рабочей группы: компании Спортмастер, «Адидас», Zenden, «Шуйские ситцы», ТДЛ, «Монолит», «Нордекс», «Малахит», «Тайпит» и другие. Также приглашены представители Минпромторга (Департамент легкой промышленности и лесопромышленного комплекса и Департамент развития внутренней торговли, системы цифровой маркировки товаров и легализации оборота продукции), Роспотребнадзора, Федеральной налоговой службы, Федеральной таможенной службы.
По оценкам многих профильных экспертов (2019 г.), реальная доля фальсификатов, в т.ч. контрафакта на рынке товаров легпрома в РФ превышает 35%. Спрос на эту продукцию растет, прежде всего, из-за её низких цен, невзирая на небезопасность для здоровья большинства видов такой продукции. При этом доля объема её реэкспорта через другие страны Евразийского союза в объеме российского рынка фальсификатов товаров легпрома превышает 30%. Благодаря "облегченному" таможенному другим видам контроля на границах между странами Союза.
- по техническому и правовому обеспечению выявления/изъятия фальсификатов Роскачество считает инструмент маркировки продукции эффективным, но дорогостоящим, и предлагает применять его в том случае, когда других возможностей борьбы с контрафактом уже не остаётся. Такое мнение высказал в интервью агентству ТАСС и порталу «Будущее России. Национальные проекты» глава «Роскачества» Максим Протасов.
В странах ЕАЭС в 2016 г. введена обязательная маркировка шуб и меховых изделий. В 2019 г. обязательной маркировке подлежат 10 товарных групп: табак, духи, обувь, шины и пневматические покрышки, фотокамеры и лампы-вспышки, а также пять групп изделий легпрома. Срок для введения маркировки табачной продукции — 1 марта 2019 г., для обуви — 1 июля 2019 г., для остальных групп товаров — 1 декабря 2019 г. С 1 января 2020 г. начнется маркировка лекарств.
В рамках эксперимента используется двухмерный код в формате DataMatrix, наносимый на упаковку товара и содержит детальные данные о продукте: наименование, производитель, дата, время и место выпуска. Планируется, что к 2024 году в России будет создана единая национальная система маркировки и прослеживаемости товаров.
Роскачество считает инструмент маркировки продукции эффективным, но дорогостоящим.
«Этот инструментарий очень эффективен в том случае, когда такие болезни, как контрафакт и "серые" налоговые схемы, вылечить по-другому невозможно», — говорит М. Протасов, приводя в пример существовавшую ранее проблему с ввозом на территорию РФ контрафактных меховых изделий. А по мнению президента Союзлегпрома А.Разбродина, "из-за маркировки фальсификат не исчезнет с рынка сразу: для ускорения этого процесса необходима комплексная система сопровождающих, параллельных мер. Включающих, например, взаимоувязку маркировки с уровнем качества и потребительской безопасности продукции, тщательный мониторинг всей цепочки товаропродвижения: от производства сырья - до поступления готовых изделий в торговую сеть. Требуется также усилить меры межгосударственного контроля за товаропотоками между странами ЕАЭС".
А.Чичкин