Как сообщил С.Собянин на заседании Комиссии по проведению административной реформы в Москве, утверждён план перевода 53 государственных услуг и сервисов в электронный вид в 2013 году. План включает в себя 46 услуг, 29 из них будут переведены в электронный вид полностью до пятого этапа, то есть без прихода заявителя в орган власти. Кроме того, планом предусмотрена реализация доступа через портал к семи сервисам, таким, как запись на экскурсии по городу Москве, оплата услуг за газ, электроэнергию, ввод показаний квартирных приборов учета и другие. По словам Мэра Москвы, в новый формат будут переведены практически все услуги управления ЗАГС, социальные услуги для пожилых граждан и инвалидов, включая оформление региональной доплаты к пенсии, услуги Департамента образования. Для бизнеса планируется перевести в электронный вид часть услуг, связанных со строительством и грузоперевозками.
На портале государственных услуг уже доступны 82 электронных сервиса и услуги, и он пользуется популярностью среди жителей столицы: на сегодняшний день на портале зарегистрировано более 800 тыс. москвичей. Кроме того, в городе открыты 54 многофункциональных центра предоставления госуслуг (МФЦ), и до конца 2013 года Правительство Москвы ставит задачу выполнить на
С.Собянин подчеркнул, что вопросы градостроительства, подключения к инженерным сетям остаются приоритетными в части ликвидации избыточных административных барьеров. В ходе заседания Комиссии были также рассмотрены вопросы оформления архитектурно-градостроительных разрешений, выдачи охранных обязательств на объекты культурного наследия.
Так, участники заседания рассмотрели постановление Правительства о совершенствовании порядка оформления охранных обязательств собственников объектов культурного наследия. При оформлении таких обязательств правообладатель берёт на себя содержание и реставрирование памятника, а также обеспечение доступа к нему граждан. Нарушение условий охранного обязательства может повлечь не только административную, но и уголовную ответственность.
С.Собянин назвал абсурдной существовавшую ранее ситуацию, когда охранные обязательства оформлялись по заявлению самого правообладателя. В результате сегодня такие обязательства оформлены всего на 2,4 тыс. памятников из 7 тыс. «Охранные обязательства применяются в интересах общества и, соответственно, должны быть свободными, независимыми от частных интересов», — заявил Мэр. Согласно принятому решению Департамент культурного наследия будет оформлять охранные обязательства на все памятники архитектуры без заявлений правообладателя.
Как отметил Министр Правительства Москвы — глава Департамента культурного наследия А.Кибовский, существовавшая до недавнего времени система была слишком громоздкой и неэффективной. По ней лишь на 20% московских памятников архитектуры оформлены охранные обязательства, в год в Департамент поступало в среднем 450 заявлений от собственников. По словам А.Кибовского, подобной добровольной системы не существует в европейских странах. Новые правила оформления охранных обязательств позволят в целом упростить и сделать универсальной эту процедуру и исключить коррупционную составляющую. Сначала обязательства будут оформлены на объекты культурного наследия регионального значения, которые находятся в собственности города Москвы, затем — на памятники федерального значения. Всю работу Департамент планирует закончить в 2016 году. При этом, по словам С.Собянина, новые правила должны быть оптимальны для сохранения объектов культурного наследия.
Кроме того, на заседании были рассмотрены предложения по оптимизации выдачи архитектурно-градостроительных разрешений (АГР) на все виды зданий в городе. «Это одна из ключевых процедур согласования проектов нового строительства», — отметил Мэр Москвы. В каждом случае решение принимается Архитектурным советом и главным архитектором Москвы, однако, по мнению С.Собянина, эта процедура не должна растягиваться на неопределённое время.
Как рассказал главный архитектор города Москвы — первый заместитель Председателя Комитета по архитектуре и градостроительству С.Кузнецов, подготовлен проект постановления Правительства по упрощению порядка оформления АГР. Были определены критерии комплексной оценки заявлений, которые учитывают ландшафтное и историко-культурное окружение будущего здания и в целом его визуальные характеристики. На рассмотрение Городской регламентной комиссии будут выноситься объекты, строительство которых планируется в ЦАО, в зонах охраны культурного наследия и на крупных улицах, здания высотой более 15 этажей и др. Как отметил С.Кузнецов, архитектурно-градостроительные разрешения выдаются на стадии, когда у заявителя уже оформлен план градостроительно-земельного участка (ГПЗУ), однако ещё нет разрешения на строительство.
Первый заместитель руководителя Аппарата Мэра и Правительства Москвы М.Максимов в свою очередь рассказал, что удалось сократить количество документов, которые требуются для оформления разрешения на строительство. В частности, если ранее срок оформления ГПЗУ составлял
М.Максимов особо подчеркнул, что в ближайшие планы входит перевод всех услуг, оказываемых в сфере строительства, в электронный вид. Делается это в первую очередь для повышения инвестиционной привлекательности столицы. Так, например, недавнее исследование, проведённое Всемирным банком, показало, что в Москве для получения разрешения на строительство здания требуется пройти 42 процедуры, что займёт около двух лет. На самом деле, по словам М.Максимова, число таких процедур уже сокращено до 10 и на оформление документов требуется в среднем 105 дней.
О проводимом Всемирным банком исследовании подробнее рассказал А.Пироженко, директор по развитию партнёрской сети Агентства стратегических инициатив. По его словам, сейчас Банк как раз проводит анкетирование представителей столичного бизнес-сообщества, чтобы составить очередной рейтинг ведения бизнеса в разных странах и городах мира Doing Business. Как отметил А.Пироженко, чаще всего предприниматели жалуются на излишние проверки, проводимые Административно-технической инспекцией города, а также на недостаточную осведомлённость об изменённом процессе регистрации права собственности.