Россиянам предложат поучаствовать в строительстве перехода через Керченский пролив. Инфраструктурные облигации для продажи гражданам под строительство Керченского моста могут быть выпущены Центробанком уже в 2015 году. «Они смогут поучаствовать, и это сократит расходы бюджета», — отметил первый зампред ЦБ Сергей Швецов.
Такое предложение было сделано в рамках Транспортной недели в пятницу. «Идея с инфраструктурными облигациями интересная, потому что мост реально будет генерировать доход», — добавил Сергей Швецов.
Однако на пленарной дискуссии «Транспортная инфраструктура: стратегия опережающего развития» говорилось не только об этом проекте.
Есть и другие важные транспортные начинания на перспективу. «Мы должны еще удвоить количество автомобильных дорог. Такое поручение дал президент. На федеральные дороги средств, заложенных на ближайшие годы, хватает. На региональные — нет. Было принято решение найти дополнительные источники финансирования региональных дорог в рамках госпрограммы „Развитие транспортной системы России“, — отметил в беседе с „РГ“ помощник президента РФ Игорь Левитин.
Но для этого нужно будет изменить нормативную базу. Есть еще технологические решения, которые позволят строить больше дорог в регионах. И как результат повысится транспортная доступность, которая увеличит возможности для развития регионов, сказал Игорь Левитин. Такие поручения уже даны президентом по итогам заседания президиума Госсовета по вопросам совершенствования сети автодорог, добавил он.
В частности, для того чтобы повысить эффективность расходов на развитие автодорог, каждые полгода и на федеральном, и на региональном уровнях необходимо проводить анализ проведения конкурсов на проектирование, строительство, реконструкцию, ремонт дорог. И по результатам анализа разрабатывать меры, направленные на повышение конкуренции, качества их выполнения. Не обойтись также без совершенствования механизмов общественного контроля за ходом реализации дорожных проектов.
Что касается нормативной базы, то здесь необходимо предусмотреть обязательность ежегодного мониторинга стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания одного километра автомобильной дороги. И каждый год в декабре публиковать результаты.
Снизить стоимость одного километра дороги позволит привлечение собственников инженерных коммуникаций, переустраиваемых при строительстве или реконструкции дорог к софинансированию по переустройству. Пока все работы по перекладке и улучшению технических характеристик идут за счет сметы на дорогу.
Также стоимость песка и щебня как полезных ископаемых для строительства может быть меньше, если будет упрощен порядок их добычи региональными властями на время прокладки трассы. Региональные дороги нужно строить в первую очередь там, где формируется груз, который потом уходит на основные транспортные коридоры, отметил глава Комитета Госдумы по транспорту Евгений Москвичев. Кроме региональных дорог в следующем году продолжится подготовка инфраструктуры к чемпионату мира по футболу 2018 года. Планируется реконструировать аэропорты, строить портовую инфраструктуру на Дальнем Востоке, в Арктической зоне, в Балтийском регионе, в Азово-Черноморском бассейне.
Минтранс вместе с регионами намерен также развивать железнодорожный проект Северного широтного хода, отметил в своем выступлении на пленарной дискуссии глава ведомства Максим Соколов. Он даст возможность транспортировки полезных ископаемых с ряда месторождений Урала. Эта железнодорожная ветка включает строительство моста через реку Обь, линейного участка Надым — Салехард, а также соединения Салехарда с конечной экспортной точкой полуострова Ямал портом Сабетта. Также министр отметил, что надеется на начало реализации проекта высокоскоростной магистрали между Москвой и Нижним Новогородом с продлением ее до Казани. Но пока вопрос с финансированием остается открытым.
При нынешнем состоянии мировой экономики, когда периодически повторяются спады производства, вызывающие парализацию деловой активности и дающие начало новому циклу хоздеятельности, приоритетом должны быть транспорт и развитие отраслей, связанных с человеческим капиталом, считает ректор Российской академии народного хозяйства и государственной службы Владимир Мау.
Стоимость строительства и содержания одного километра дороги в России будут пересчитывать ежегодно
При этом необходим пересмотр структуры бюджетных расходов от непроизводственных к производственным. То есть приоритетными должны быть те проекты, которые дают бюджету мультипликатор для роста. При этом нужно стимулировать движение трудовой активности туда, где есть точки экономического роста.
Кроме того нужно учесть, что сейчас в России заработная плата составляет более 50 процентов от ВВП. Это не очень хорошо. Необходим рост производительности труда по отношению к росту расходов и заработной плате, чтобы снизить долю зарплаты в ВВП до 40 процентов, отметил Владимир Мау.