Россиянам предложат купить полис, позволяющий получать платные услуги в поликлиниках и других медучреждениях. Об этом говорится в стратегии развития медицинской отрасли, подготовленной Минздравом страны, пишет «Коммерсант». При этом учреждениям, обслуживающим людей по таким полисам, запретят устанавливать прейскурант на медуслуги. Такой подход, по мнению чиновников, позволит легализовать теневые платежи населения в сфере бесплатной медицины.
В конце января Общественный совет при Минздраве России должен принять план развития медицинской отрасли до 2030 года. Одно из нововведений – внедрение системы «ОМС+», в рамках которой каждый гражданин, имеющий обязательную медицинскую страховку, сможет купить в довесок к базовому полису еще и расширенный, позволяющий воспользоваться более широким спектром медицинских услуг.
Стратегия развития медицинской отрасли предполагает уход от администрирования платежей по факту оказания услуг к управлению расходами на каждого застрахованного. Такой переход (от бюджетной модели к рисковой) будет возможен, если страховые компании возьмут на себя часть рисков по оплате медпомощи. Главное направление стратегии – развитие добровольного, дополняющего ОМС, медицинского страхования.
Конечная стоимость такого полиса будет зависеть от состояния здоровья человека, а также уровня его ответственности: например, при расчете тарифа будет учитываться своевременность прохождения диспансеризации, наличие вредных привычек и участие в различных оздоровительных мероприятиях. Кроме того, каждый, кто решит приобрести дополнительный медицинский полис, сможет рассчитывать на получение налогового вычета.
В то же время медучреждения, работающие в этой системе, уже не смогут предоставлять медицинские услуги за наличный расчет, как это повсеместно происходит сейчас. «Очень часто больные сами не знают, на какую именно могут рассчитывать в рамках обязательного медицинского страхования, поэтому некоторые услуги им навязываются уже на платной основе, – рассказывает на условиях анонимности главврач одной из региональных поликлиник. – Бывает и так, что медперсонал сознательно провоцирует больного заплатить. Например, назначается УЗИ, а очередь на обследование якобы расписана на месяц вперед, зато на платной основе исследование готовы провести уже завтра». Именно поэтому, внедряя систему «ОМС+», Минздрав надеется легализовать все теневые платежи в медицине.
Примечательно, что пока ни представители Минздрава, ни страховые компании не могут объяснить, в чем будет принципиальное отличие системы «ОМС+» от существующего ныне добровольного медицинского страхования, предлагаемое страховщиками.
По словам генерального директора МСК УРАЛСИБ Натальи Кондрашиной, катализатором грядущих перемен в здравоохранении стал недостаток средств. На фоне нестабильной экономической ситуации и бизнес, и государство вынуждены перестроить подход к финансированию проектов, связанных со здравоохранением. «Система ОМС гарантирует весь спектр медицинских услуг, связанный с поддержкой жизнедеятельности человека. Однако, получая ДМС, будущий пациент фактически дублирует расходы государства на ОМС, – объясняет она. – Хотя с точки зрения сервиса и конфигурации опций ДМС и ОМС – это не одно и то же».
Переход с бюджетной модели ОМС на новую – рисковую – выльется в огромные затраты, эксперты сайта. «Вопрос, который волнует всех – это функционал ОМС и ДМС: в чем будет отличие, состав программы, исключения, процесс контроля и так далее, – говорит Наталья Кондрашина. – Роль страховщика, источник финансирования, закон, который будет регулировать изменения (ОМС или ДМС) – все эти темы тоже требуют детального обсуждения».
Рисковая модель медицинского страхования граждан уже опробована в других странах, отмечают эксперты сайта, и если государство внедрит новый подход постепенно, учитывая особенности каждой группы населения, то пациенты оценят преимущества. Пока же в зоне особого риска находятся дети, пенсионеры и ветераны, семьи с минимальным прожиточным минимумом, а также люди с ограниченными возможностями. Для положительных изменений сейчас необходимы жесткое определение пакета госгарантий, поэтапное внедрение и мощная информационная поддержка, подытожили страховщики.