Цюрих, 8 июля 2021 г. - За последнюю неделю российская и международная пресса пестрит заголовками о том, что Россия запретила французким производителям вина из провинции Шампань называть свое вино «Шампанским». Отныне они должны маркировать свою продукцию в России как «игристое вино». После чего Moet Hennessy решил приостановить поставку своей продукции в Россию. Насколько соответвуют бесчисленные, порой написанные под копирку статьи в СМИ? Оказывает ли влияние на ситуацию тот факт, что в России, как впрочем в США и в Аргентине бренд «Champagner» не защищен? Возможно эта тема обсуждалась на встрече в Женеве президентами Путиным и Байденом?
Президент Союза Виноградарей и виноделов РФ Леонид Попович дал интервью Швейцарско-российской торговой палате и осветил некоторые правовые моменты. Федеральный Закон № 468 "О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации" был принят в 2019 году. К нему были внесены поправки ФЗ № 345 от 02.07.2021. Закон запретил производство вина из неотечественного винограда (балка), тем самым освободив полки для производителей бутылированного вина из Европы. «Когда закон был принят, я предполагал, что виноделы Евросоюза будут аплодировать закону и говорить, какие Россияне молодцы» - сказал Попович.
Еще до принятия закона Российское законодательство пошло навстречу производителям «Шампанского». Игристое вино, которое производится в России не имеет права более называться «Шампанским». Вместо этого необходимо использовать словосочетание «Игристое вино (Шампанское)». И это несмотря на то, что слово «Шампанское» в России используется на законных основаниях в течении 150 лет. Это отображено, по словам Леонида Поповича, в соглашении между СССР и Францией, а затем и между Россией и Францией. Далее, новые поправки предусматривают из словосочетания «Игристое вино (Шампанское)» слово «Шампанское» удалить.
Кроме этого в законе записано, что игристое вино, произведеное на территориии РФ и только классическим методом производства, должно назваться не «Шампанским», а «Российским Шампанским», и не на Латинице, а только на Кириллице. Таким образом уменьшается объем допустимого выхода продукции с названием «Шампанское» в 10 раз. «Это единственное, что было записано по поводу слова «Шампанское. И нет ни одного слова в законе, которое тем или инным образом предлагало бы винным производителям провинции Шампань отказаться от слова «Шампанское»»-заверил господин Попович.
Президент Группы компаний «Абрау-Дюрсо» Павел Титов в совю очередь заявил: «Очень важно защищать российские вина на нашем рынке и оказывать им всестороннюю протекцию. Но принимаемые законодательные меры должны быть разумными и не противоречить здравому смыслу». Он указал на то, что в портфеле Русского винного дома «Абрау-Дюрсо» нет игристых вин, которые бы назывались шампанским.
Как объяснил нам Леонид Попович, Moet Hennessy не выполнял требования российского закона № 171 «Госрегулирование и производство алкогольной продукции» о соответствии стандарту. По действующим нормам, если на бутылке не указано, что продукт соответвует стандарту, то он является теперь, в соответстви с требованиями ФЗ № 468, фальсификатом. Ситуацию не трудно исправить – для этого нужно пересертифицировать продукцию, привезти две бутылки вина и получить заключение в лаборатории. «Я не сомневаюсь, что вся продукция игристого вина, произведенная во Франции соответвует стандартам. Мне кажется, что Moet Hennessy провел великолепную PR акцию в результате которой продажи по стране резко выросли» - заверил господин Попович.
На наш заключительный вопрос , вменяется ли в обязанность компании Moet Hennessy по новым поправкам заменять название «Шампанское» на «Игристое вино» Леонид Попович совершенно утвердительно ответил: «Конечно нет! Этих требований никогда не было в российском законе и никогда не будет. Если бы мы это сделали – это была бы огромная глупость. Нет и еще раз нет. Едиственное требование – это выбрать стандарт, которому соответствует ваш товар. Сертифицируйтесь в России и подтведите выполнение требования стандарта. И если этот стандарт относится к игристым винам, то на этикетке будет указано: Выполняем требования по стандартам игристых вин».
Делегация Швейцарско-российской торговой палаты принимала в этом году участие в Петербургском международном экономическом форуме и посетила там дегустацию вин Краснодарского края. Мы были приятно удивлены качеством российского вина, количеством производителей и разнообразием сортов винограда. Западные коллеги не ведают, что история российского виноделия знает очень печальные моменты, связанные с сухим законом и как следствие вырубкой виноградников и уничтожением производства вина в России.
На дегустации мы встретили наших швейцарских партнеров из винного дома БЮРНЬЕ, которые с 2001 г. производят великолепное вино в России. “Когда мы впервые приехали на Юг России, мы застали полностью разрушенные советские виноградники и винодельни. И то, что здесь произошло всего лишь за 20 лет, в то время как известным винодельческим странам понадобились столетия, на самом деле поражает воображение. Закон, принятый в прошлом году, очень помог развитию качественного виноделия в России. Конечно, постояные изменения в законодательтсве не так просто преодолеть. Но мы понимаем, что процесс развития виноделия идет, и идет он в правильном направлении”- поделился с нами Рено Бюрнье, владелец торгового дома Бюрнье и потомственый винодел из региона Вюлли (Vully) в Швейцарии. Теперь можно с полной уверенностью сказать, что российское вино вернулось, а вместе с ним совершенствуется и законодательство.