Крупнейшие деятели искусства и концертного бизнеса в России поддержали открытое письмо президента петербургского медиахолдинга PMI Евгения Финкельштейна Владимиру Путину с просьбой ввести в России «артистическую визу».
Поводом к написанию стало указание Генпрокуратуры Министерству культуры РФ выяснить правомерность оформления гуманитарной визы для приезжающих на гастроли звезд с формулировкой «культурные связи». В результате по распоряжению замминистра Владимира Аристархова Минкульт перестал оформлять такие визы для зарубежных артистов, приезжающих в Россию с гастролями. Причиной отказа министерства в оформлении такого рода виз является то, что «они предназначены для лиц, осуществляющих некоммерческую деятельность на территории РФ».
«Однако полагаем, что оформление визы в указанном порядке не противоречит Федеральному закону № 114-ФЗ от 15 августа 1996 года „О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию“. Никакие другие виды виз, существующие на сегодняшний день, в том числе деловая и туристическая, не дают права артистам осуществлять коммерческую гастрольную концертную деятельность или участвовать в спортивных мероприятиях. Единственно возможный альтернативный вариант для данной категории иностранных граждан — оформлять рабочую визу через ФМС Российской Федерации», — говорится в письме.
В Минкульте «Известиям» подтвердили, что внутреннее распоряжение, отданное первым замминистра Владимиром Аристарховым, действительно существует.
— Внутреннее распоряжение Владимира Аристархова дано в июле. Раньше мы обращались с ходатайством в МИД о выдаче гуманитарной визы. Теперь мы учитываем, что по закону в цели визита по гуманитарной визе входят культурные связи, что не предполагает коммерческой выгоды. Когда к нам обращаются компании, занимающиеся организацией концертов на территории РФ, мы обязаны уточнить цели визита артиста. Если это коммерческая деятельность, мы не ходатайствуем перед МИДом, и они оформляют визы сами, — сообщила сотрудница пресс-службы.
Первый замминистра Владимир Аристархов в разговоре с «Известиями» отметил, что «не стоит путать шоу-бизнес с культурными связями», однако обращение продюсеров к президенту поддержал.
— Я бы не стал путать культурные связи, которые Россия успешно поддерживает и развивает с большинством государств, и шоу-бизнес. В задачи, стоящие перед Министерством культуры, поддержка шоу-бизнеса никоим образом не входит. Безусловно, мы всегда готовы поддержать выступления талантливых артистов, однако не имеем права и не будем идти при этом на нарушения действующего законодательства. Деятели шоу-бизнеса, которые инициировали обращения к руководству страны по данному вопросу, совершенно правы, что указывают на наличие проблемы. Отсутствие ее решения — это серьезное препятствие для осуществления предпринимательской деятельности в данной сфере. Полагаю, Федеральная миграционная служба должна дать предложения о выходе из создавшейся ситуации. Возможно, здесь имело бы смысл учесть опыт привлечения зарубежных ученых в «Сколково»: там ведь тоже, насколько мне известно, предусмотрены определенные особенности оформления рабочих виз, — заключил г-н Аристархов.
Формально въезд артистов с коммерческими целями по гуманитарной визе действительно возможен: в том случае если на территории России они не заключают трудовых договоров и не получают финансовое вознаграждение. Более того, в тексте закона непосредственно нет запрета на проведение коммерческой деятельности, но это подразумевается. В случае же с оформлением рабочей визы артистам придется столкнуться с рядом проблем, в том числе — заключением трудового контракта на время гастролей в РФ и разрывом его с западными импресарио. Тогда, как опасаются продюсеры, Россия может вновь превратиться в страну за железным занавесом.
Один из подписантов письма, гендиректор Большого московского государственного цирка Эдгард Запашный рассказал «Известиям», что сталкивался с трудностями при оформлении виз артистам:
— В начале этого года на открытие сезона к нам на неделю опоздали итальянские дрессировщики из-за проблем с визой. Сейчас, в преддверии Международного циркового фестиваля, который будет в октябре, мы заключаем контракты более чем с 15 странами и ежедневно сталкиваемся с проблемами, описанными в этом письме.
Однако, по словам г-на Запашного, вины Министерства культуры в этом нет.
— Министерство культуры зажато в рамки существующего законодательства, и эти ограничения — не его прихоть. Министр Мединский поступает в рамках закона. Это вопрос внесения поправок в саму процедуру оформления и получения виз. В цирке мы предлагаем полугодовые контракты, и если говорить о гуманитарных визах, то это проблемы и нарушение закона. Рабочую же визу получить очень трудно, для этого нужно расторгнуть контракты с западными агентами, а так как все артисты работают с несколькими агентствами, начинается сумбур. К тому же в случае замены одного артиста или кого-то из обслуживающего персонала при рабочей визе все рушится, — заключил г-н Запашный.
В том, что введение нового типа виз — назревшая необходимость, уверен и генеральный директор компании J Group и фестиваля «Дикая мята» Андрей Клюкин.
— На фестивале «Дикая мята» мы представляем культуру разных стран. С годами у нас выстроилась работа с посольствами, и мы привозим артистов в рамках культурного обмена. Но, как я понимаю, когда речь идет об обычных коммерческих концертах, их организаторы сталкиваются с визовыми проблемами. Но я уверен, это не злой расчет и не заговор. Никто не хочет сознательно придушить культурный обмен между странами. Видимо, пришло время урегулировать этот вопрос. Потому что сейчас все организаторы, так или иначе, нарушают закон, но никому этого делать не хочется. Как только появится дееспособная законодательная норма, все выдохнут и будут работать полностью в рамках закона. Мы все-таки страна, которая не может взять и отказаться от гастролей звезд мировой оперы, балета, джаза, поп— или рок-музыки, — заявил г-н Клюкин.
В необходимости «ухищрений» признался и руководитель концертного агентства RIFF Дмитрий Сараев.
— Я полностью поддерживаю начинание коллеги, это нужно было сделать давно. Во всех цивилизованных государствах артистам и спортсменам выдаются специальные визы, которые оформляются по упрощенному сценарию. Сейчас, на фоне отсутствия таковых, мы вынуждены прибегать к ухищрениям, чтобы не нарушить закон и успеть сделать свое дело, потому что у артистов не так много времени для получения виз. Обычные же визы артистам не подходят, — заявил г-н Сараев.
Еще один из подписантов, генеральный директор Light Music Илья Бортнюк также считает, что выделение артистов в особую категорию — необходимо.
— Эта ситуация касается не только артистов. Профессора, которые читают лекции, или спортсмены — тоже ездят по этой визе, но про их заработанные деньги никто не говорит. Все-таки бизнесмен, который приезжает на полгода, или артист, приезжающий на два дня, — разные случаи. Если же останется только рабочая виза, к нам просто перестанут ездить. На то, чтобы получить рабочую визу, нужно полгода, и стоит она безумных денег. А ведь артистов, которые приезжают на клубные концерты и получают по €200–300 за выступление, — масса. Получить визу будет дороже, и они просто не будут ездить. В конечном итоге пострадают зритель и репутация страны, — заявил г-н Бортнюк.
Президент крупного московского концертного агентства TCI Эдуард Ратников отметил, что и с деловыми визами для артистов сейчас есть трудности.
— Я практически никогда не оформлял артистов по культурным визам, а использовал деловые визы. Но с ними тоже не все в порядке — кто захочет прикопаться, обязательно это сделает. У нашего УФМС до сих пор не составлен регламент для артистов. У них есть общий зубодробильный регламент для гастарбайтеров, но по нему нельзя оформлять Мадонну, Элтона Джона, Леди Гагу и «Раммштайн». В цивилизованных странах есть специальные визы для артистов. Это абсолютно логично и ясно как дважды два, и это должно быть, — уверен г-н Ратников.
По данным «Известий», с 6 августа письмо находится в приемной президента.