Крупнейший российский нефтяной концерн «Роснефть» откажется от предоставления служебных автомобилей с водителями значительной части руководства структур, входящих в госхолдинг. Это следует из письма вице-президента «Роснефти» Томаса Хенделя, разосланного руководителям дочерних предприятий госкомпании (копия есть у «Известий»). По словам источника, близкого к руководству «Роснефти», служебный автомобиль останется только у гендиректоров компаний, а их заместители и главы департаментов будут сами организовывать свое перемещение на автомобиле — служебных автомобилей лишатся собственно и 12 вице-президентов «Роснефти».
— Тратилось много средств на поддержание автопарка. Он у нас достаточно старый и довольно обременителен в ремонте и обслуживании. Более того, нам достался транспортный парк ТНК-ВР [общая стоимость сделки по поглощению компании в 2012–2013 годах составила $54,5 млрд], который был также серьезно изношен, — объясняет источник, близкий к руководству «Роснефти». — Будут созданы диспетчерские службы. С их помощью можно будет в течение рабочего дня исключительно для производственных нужд использовать служебную машину — таким образом рационализируется автотранспортная составляющая. Корпоративный автопарк сократится более чем в два раза. В таком формате идет экономия на горючее и ремонт, компании не придется заботиться о нецелевом использовании топлива и водителей. С точки зрения принципов организации бизнеса это совершенно западный подход.
«Роснефть» не первая крупная компания, которая решила сократить служебный автопарк. Напомним, весной 2014 года решение уменьшить служебный автопарк принял «АвтоВАЗ» — тоже в два раза.
Работа новых автомобильных диспетчерских служб «Роснефти» начнется с 1 марта 2015 года. В приложении к письму от руководителей дочерних предприятий требуется подсчитать затраты при старом способе использования автомобилей, когда у каждого руководителя свой служебный автомобиль, и при новом способе использования, когда автомобили предоставляются по запросу диспетчерской службой.
В письме говорится, что освобожденные автомобили будут проданы. Если судить по сайту «Роснефти», то ее «дочками» значатся как минимум 92 компании — речь идет о сотнях автомобилей. Согласно посланию Хенделя, топ-менеджерам, у которых отнимут служебный автомобиль, будет предложена единовременная компенсация в размере 1 млн рублей — «50% стоимости стандартной комплектации Mercedes-Benz E200 с учетом корпоративной скидки в 15%».
— Компания борется с лишними расходами. При помощи новой программы решается вопрос использования служебного автотранспорта в семейных или личных целях, — добавляет источник «Известий». — Это настолько общепринятая норма, что бороться с этим иным путем бессмысленно. Нет служебной машины — нет и личной цели. Компания не должна следить, сколько расходуется горючего, не сливается ли топливо для продажи шоферами-вредителями. Экономия в рамках компании будет существенна, учитывая размеры группы.
В письме о реформах автопарка «Роснефти» также описаны нормативы по служебному транспорту для тех, у кого он остается, — для гендиректоров компаний рекомендованы автомобили двух марок — Mercedes-Benz и Toyota-Lexus (при условии отсутствия в транспортной доступности официального дилера Mercedes). На выбор генеральным директорам предлагаются топовые модели этих марок — из Mercedes-Benz можно выбрать следующие модели: S350, S400, GL350, GL400. В рознице их стоимость составляет от 4 млн до 6 млн рублей. Из Toyota-Lexus предлагается менее широкий выбор: LX570, Land Cruiser 200, LS460 (на рынке цена варьируется от 3 млн до 4,5 млн рублей).
— Выбор на Mercedes пал не случайно. Мы давно вели переговоры по смене парка с разными компаниями. Было выбрано наиболее рациональное предложение, связанное с качественным автомобилем, качественным обслуживанием, размером скидки, которую компания предоставит. Это было вполне конкурентное предложение. Выбор компании выглядит рационально по соотношению цена/качество. Это всё идет в пакете: закупается спецтехника, грузовики и другой транспорт. Это сложное многостороннее предложение. К сожалению, отечественная промышленность не предлагает конкурентоспособного предложения по машинам представительского класса, — объясняет источник.
В пресс-службе «Роснефти» подтвердили грядущую автомобильную оптимизацию.
— В рамках оптимизации расходов и сокращения затрат компания проводит сокращение служебного автопарка. Топ-менеджмент компании продолжит пользоваться личным автотранспортом, для организации необходимых поездок в течение рабочего дня действует диспетчерская служба, — сообщили в пресс-службе.
В российском представительстве Mercedes-Benz не стали рассказывать об отношениях с «Роснефтью».
— Данная информация относится к числу наших связей с клиентами. По политике компании мы ничего не рассказываем о наших клиентах, — комментирует Андрей Родионов, глава отдела корпоративных коммуникаций «Мерседес-Бенц Рус».
Антон Гетта, руководитель проекта «Общероссийского народного фронта» (ОНФ) «За честные закупки», отметил, что в нынешних условиях любая экономия во благо.
— Насколько это эффективно, надо посмотреть и изучить, когда будут результаты. Если мера с диспетчерскими центрами действительно окажется эффективной, то мы предложим внедрить это и в других госкомпаниях, — отметил Гетта.
В ОНФ отмечают, что «фронтовики» постоянно выявляют завышенные расходы министерств и ведомств на транспорт.
— Примеры необоснованных трат на автомобили легко вспомнить. Последняя история была у нас с пенсионным фондом. Они оплачивали услуги по аренде автомобилей F-класса, которые подчеркивают статус владельцев. После встречи с Антоном Дроздовым, председателем правления ПФР, было принято решение закупить другие автомобили, ту же Toyota, — если не из России, то хотя бы собранные на территории Таможенного союза, — говорит Гетта.