Утверждённый главой правительства список выглядит следующим образом:
▪️Андрей Белоусов - развитие высокоскоростных транспортных средств
▪️Виктория Абрамченко - создание систем мониторинга состояния окружающей среды, разработок для агропрома и предотвращения ЧС
▪️Татьяна Голикова - разработки в области генетики, биоинженерии, химической и биологической безопасности
▪️Денис Мантуров - технологический и атомный надзор, развитие технологий ракетно-космической отрасли, сетей связи, электронной компонентной базы и квантовых сенсоров
▪️Александр Новак - атомная и водородная энергетика, декарбонизация, интеллектуальные энергосистемы
▪️Марат Хуснуллин - технологии предотвращения и ликвидации загрязнений окружающей среды
▪️Дмитрий Чернышенко - развитие искусственного интеллекта, получение и обработкой наноматериалов, создание ПО
Как видим, распределение высокотехнологичных отраслей пришлось аккурат по профилю вице-премьеров.
До настоящего момента за все вышеперечисленные направления был ответственен первый вице-премьер Андрей Белоусов. Разумеется, он не мог эффективно контролировать развитие всех направлений в силу своей перегрузки.
Вообще институт вице-премьерства в настоящий момент кажется всё менее и менее эффективным. Обязанности вице-премьеров постоянно расширяются, что создаёт им дополнительный навес обязанностей. Так в прошлом году за каждым вице-премьером был вдобавок ещё и закреплён федеральный округ.
Нам, конечно, не то, чтобы жалко вице-премьеров, но качественно выполнять свои обязанности в подобных условиях очень сложно. При этом, закрепление за каждым вице-премьером отдельного технологического направления по профилю является решением правильным.
Противоречие здесь заключается в том, что нынешних 10 вице-премьеров крайне мало для решения всех поставленных задач. Если обратиться к опыту Советского Союза, то заместителей председателя правительства в Совмине было куда больше. При Сталине - 17 (включая двоих первых замов), при Косыгине - 24 (включая четверых первых замов), при Тихонове - 20 (включая троих первых замов).
Увеличение количества вице-премьеров не означает расширение штата чиновников. Это означает в большей степени изменение структуры управления экономикой. Если опускаться на уровень ниже, то некоторые департаменты вполне могли бы быть преобразованы в министерства. Как, например, департамент легкой промышленности или же департамент авиационной промышленности.
Излишняя бюрократизация и ненужная иерархия существенным образом тормозят процесс принятия решений, которые требуют огромного количества согласований. В результате доходит до того, что министерства и департаменты не в состоянии между собой согласовать те или иные инициативы и приходится выносить их на уровень главы правительства. А в ряде случаев - и Президента. Понятно, что ценное время в этих случаях упускается.
Таким образом, решение Мишустина о распределении наиболее важных технологических направлений по вице-премьерам, конечно, повысить эффективность реализации проектов (во всяком случае, за них будет отвечать не один Белоусов). Однако системной проблемы это не решает, поскольку с каждым годом будут появляться всё новые направления, требуемые особого внимания. Например, тот же Мантуров, даже работая 24/7, не может быть высококлассным специалистом одновременно и в ракетно-космической отрасли, и в радиоэлектронике, и в квантовых вычислениях. А сектора эти важнейшие, в которые необходимо погружаться с головой.
Поэтому необходимо менять структуру управления экономикой. Сейчас самое время.
Что сделал бы Сталин, став президентом России в 2022-м Михаил Делягин