
Жизнь эколога-активиста в условиях РПГ (новая расхожая аббревиатура, нейтрально обозначающая "репрессии полицейского государства") - это борьба с властным беззаконием, принимающим всё более причудливые формы. Отбытый в колонии срок Евгения Витишко, позднее ставшего "Экологом года-2015" по версии "ЭкоГрада" («Экологи года-2015» по версии «ЭкоГрада»), вынужденная эмиграция под угрозой тюрьмы Сурена Газаряна (Воин бесплодной земли), резонансное избиение Андрея Рудомахи (все - активисты "Экологической вахты по Северному Кавказу"), нападение на гринписовцев на Кубани - это, увы, стабильная повседневность, но, казалось бы, только одного региона (Обычный кубанский беспредел: общение властей с экологами начинается с выбивания дверей; Новый кубанский беспредел: бандиты избивают экологов). Новая волна властных репрессий, затронувшая различные слои протестного движения в России, вывела процесс из локальных географических рамок и обновила карающий инструментарий. Теперь это штрафы, весьма чувствительные для нищающей страны, но легко применимые по законодательству об НКО, позволяющему объявлять почти каждую экологическую организацию "иностранным агентом". Причём с особым цинизмом: сегодня стало известно, что на Александру Королеву, руководителя «Экозащиты» в Калининграде, завели пять уголовных дел за 40 минут, в результате чего ей 18 июня пришлось срочно выехать за границу и просить политического убежища. Кейс Газаряна, но в хард-варианте активного транзита власти, расследуют telegram-каналы Общественный вердикт, Znak.com, интернет-издания The Insider и Медиазона.
В Калининградской области судебные приставы за сорок минут возбудили сразу пять уголовных дел в отношении Александры Королевой, председателя совета экологической некоммерческой организации "Экозащита/Экозащита!". Уголовные дела открыты за неисполнение судебных решений о выплате штрафов (ст. 315 ч. 2 УК РФ («злостное уклонение от исполнения судебного решения»), максимальное наказание по этой статье — до двух лет лишения свободы.). Это первый в России случай, когда руководителя НКО, внесенного в реестр "иностранных агентов" персонально привлекают к уголовной ответственности за иноагентскую отчетность перед Минюстом. В случае обвинительного приговора Александре Королевой грозят штраф, или обязательные работы, или два года тюрьмы.
Столкнувшись с беспрецедентным давлением, Александра Королева (на фото) была вынуждена уехать из России и просить убежище в Германии из-за «растущего давления со стороны российских властей»
30 мая в период с 15:00 до 15:40 дознаватель отдела судебных приставов по Калининграду Трестер открыл в отношении Королевой пять (5!) уголовных дел на неисполнение решений суда, то есть неоплату штрафов за нарушения закона об иностранных агентах. В настоящий момент российские власти уже оштрафовали "Экозащиту" на 1 млн 100 тыс рублей, этих денег у организации нет, счета арестованы с прошлого года. "Экозащита" - одна из 60 НКО, которые подали коллективные жалобы в Европейский суд по правам человека на закон об иностранных агентах. По данным немецкого телеканала WDR, сумма штрафов НКО составляет около 30 тыс. евро (примерно 418 тыс. рублей по текущему курсу).
Приставы считают, что оплата штрафа входила в должностные обязанности Королевой как директора НКО и ее предупреждали об уголовной ответственности. Кроме того, говорится в документе, у приставов есть информация о поступавших на счета «Экозащиты!» деньгах — всего 3 млн 485 тысяч рублей в период с 1 января 2016 года по 1 марта 2019 года. Дознаватель Трестер писал, что Королева не оплатила штраф, осознавая, что «нарушение судебного акта нарушает один из принципов правосудия», и «подрывая авторитет суда».
«Министерство юстиции РФ инициировало 28 дел против «Экозащиты» из-за нарушений закона об иностранных агентах. Ряд дел закончились штрафами. Организация не могла их оплатить в связи с тем, что является некоммерческой и не получает прибыли, а все ее финансирование носит целевой характер. В декабре 2018 года счет «Экозащиты» был арестован, а общее количество штрафов и взысканий составило около 2,2 млн рублей», — рассказали The Insider в организации, отметив, что в перспективе количество таких дел может увеличиться.
Сейчас в Европейском суде по правам человека рассматривают две коллективные жалобы российских НКО на Минюст и закон об «иностранных агентах», в том числе жалоба «Экозащиты!». Первую из них ЕСПЧ коммуницировал в марте 2017 года, вторую — в июне 2018-го. В российских судах Александру Королеву и "Экозащиту" защищают руководитель юридической практики "Общественного вердикта" по защите основных свобод Елена Першакова и адвокат Алексей Лаптев.
"В настоящий момент возбуждено пять уголовных дел на Александру Королеву, также возбуждено 6 исполнительных производств на "Экозащиту". Организация приняла решение о ликвидации и подала документы в Минюст, но ведомство незаконно отказало в этом процессе. Решение сейчас обжалуется", - говорит юрист Елена Першакова.
"Экозащита" и ее руководители с самого включения организации в реестр иностранных агентов публично обозначили свою принципиальную позицию по этому поводу. Александра Евгеньевна и я, мы не признаем себя "иностранными агентами", а потому отказались от подачи именно “иноагентской” отчетности, отправляя в Минюст стандартные для НКО отчеты. Мы были намерены судиться до конца и не платить штрафы, так как специальных средств у организации на это нет, - говорит один из основателей "Экозащиты" Владимир Сливяк. - Власти занимаются политическим преследованием "Экозащиты" из-за ее деятельности. Неужели быть экологическим активистом — преступление? Или это кто-то за их спиной, кому не нравится противодействие атомным станциям, угольным разрезам или вырубкам деревьев? Все, что "Экозащита!" когда-либо делала — защищала природу и права граждан».
"Экозащита" - одна из старейших российских экологических организаций, и как многие российские правозащитные НКО, была внесена в реестр "иностранных агентов" в 2014 году. Первый раз претензии со стороны Минюста начались уже в конце года, так как отчетность иноагентам необходимо отправлять каждые три месяца. В последующие годы суды оштрафовали организацию на сумму более миллиона рублей. На сегодняшний день сумма долга, с учетом исполнительского сбора приставам, составляет 1 137 750 рублей.
"Экозащита", образованная еще в 1989 году, сейчас работает в Москве, Калининграде и Кемеровской области. Экологи занимаются проблемами угольной промышленности, которая наносит вред природе и людям, и протестуют против строительства атомных электростанций.
В 2013 году после четырёхлетней кампании «Экозащиты!» было заморожено строительство АЭС в Калининградской области, что вызвало негодование тогдашнего главы Росатома Сергея Кириенко и именно после этого организацию признали «иностранным агентом». Кроме того, «Экозащита!» выступала против строительства Россией и ЮАР восьми атомных реакторов в Африке. В 2017 году суд в ЮАР это соглашение заблокировал. С 2016 года «Экозащита!» борется против открытой добычи угля в Кузбассе, которая сильно вредит экологии региона — в начале июня жители кемеровского Киселевска даже попросили политического убежища у властей Канады из-за невыносимых условий жизни. Основной темой обращения была именно экология: «Мы задыхались в городе от угольной пыли». Впоследствии власти пообещали их переселить.
Александра Королева занимается экологической деятельностью в Калининградской области, в частности она добивается придания уникальным аллеям, посаженным еще до Второй Мировой войны, статуса охраняемых. Аллеи не имеют аналогов в России.
https://theins.ru/news/162154; https://t.me/publicverdict/677; https://telegra.ph/ehkozashchita-06-19; https://t.me/ekobattle/4084; https://www.znak.com/2019-06-19/glava_ekozachity_kaliningrad_poprosila_ubezhiche_v_germanii_iz_za_pyati_ugolovnyh_del; https://zona.media/article/2019/06/19/eco_315;
Подготовил Владимир ХЛУДОВ.