Реформа управления отходами в России: малый бизнес вымирает...

Реформа управления отходами в России: малый бизнес вымирает... - фото 1... и помогает этому процессу вопреки требованиям ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" вольно или невольно само государство. Ну и еще одной причиной является, конечно же, повышенная коррупциогенность отрасли обращения с отходами производства и потребления. Еще более-менее держится на плаву сфера обращения с опасными отходами производства, но это рынок настолько закрыт и крайне слабо контролируетсяприродоохранными и правоохранительными органами, что его влияние на состояние окружающей среды и экономику становится все более угрожающе опасным. В искусственно и нелогично отделенном от промотходов потоке твердых коммунальных отходов такое внимание присутствует, как и повышенный интерес всего общества


В регионах России идут процессы укрупнения бизнеса в коммунальной сфере, чему немало способствует установленное федеральным законодательством доминирование
региональных операторов твердых коммунальных отходов (ТКО), которые неуклонно
и последовательно стремятся подчинить себе весь малый бизнес, работающий на их
территории по транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и
размещению ТКО или заменить недостаточно управляемых предпринимателей
аффилированными структурами. С одной стороны - это целесообразно, так как
создает управляемую систему, способную быстро реагировать на неизбежные сбои в
движении ТКО. С другой –отрасль лишается основного рычага развития рынка конкуренции, что зачастую и тормозит реформу.


Есть и третья негативная сторона укрупнения бизнеса- вытеснение из рынка
мелких региональных операторов ТКО в тех регионах, где они еще остались, и где
регоператор ТКО еще не стал единственным коммерческим монополистом региона,
диктующим свои условия . Крупный столичный бизнес федерального уровня, ранее
не проявляющий интереса к коммунальной сфере, вдруг стал активно «мочить»
местных региональных операторов, реализуя рейдерские захваты прибыльных
предприятий. Оно и понятно: местные регоператоры ТКО уже отладили систему
сбора платы за свои «мусорные» услуги от населения и стали вожделенной добычей
для акул крупного бизнеса, который, не стесняясь особо, использует все
государственные рычаги для выдавливания малого бизнеса из этой сферы.
К примеру, ППК «Российский экологический оператор» почему –то отказывается
согласовывать проекты территориальных схем обращения с отходами регионов, если
мощность мусоросортировочных комплексов меньше 100 тысяч тонн в год . При этом
немало не заботясь о том, что в этом случае в разы увеличиваются расстояния
перевозки отходов из отдаленных районов, приводящие соответственно к
необходимости увеличению платы от населения за услуги регоператоров ТКО. С
аналогичной проблемой столкнутся все проекты строек века- крупных
мусоросжигательных заводов (помимо их экологической опасности – авт.), крупных
отходоперерабатывающих предприятий и центральных полигонов для захоронения
отходов, как это происходит, к примеру, с полигоном в д. Полетаево Сосновского
района Челябинской области.

Другая тенденция - лоббирование региональными органами власти коммерческих
интересов крупных пришлых компаний, зачастую имеющих отрицательный имидж на
рынке обращения с отходами в России. Таким компаниям создаются льготные
условия по аукционам на государственные контракты, отказывая в заключении
концессионных соглашений на строительство объектов обработки и размещения
отходов по надуманным основаниям местным муниципальным и предпринимательским
структурам, уже имеющим готовые современного уровня проекты. Такое явление
отмечается при вхождении Группы компаний «ВИС» на рынок отходов Республики
Башкортостан, где блокируется реализация проектов АО «САХ» и ООО
«Дюртюлимелиоводстрой». Причем в последнем случае ООО «ДМВС» (ГК «Мехуборка»),
как региональный оператор ТКО по зоне №2 РБ, активно вытесняется из рынка с
использованием целой системы противодействия с подключением предпринимательского сообщества, прессы и ряда госорганов и ОМСУ. В частности,
руководитель Южно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора
реализовал пакет санкций против единственного в уфимской агломерации полигона
ТКО МУП «Спецавтохозяйство по уборке города Уфы», заблокировав проект его
реконструкции и поставив тем самым республику перед лицом реального «мусорного
коллапса». И что примечательно, эти действия поразительно совпадают с целями
«захвата» рынка отходов тремя новоиспеченными «дочками» ГК «ВИС» (Москва). При
этом ни Правительство РБ, ни Росприроднадзор немало не заботит то, что в
результате этого десятки субъектов малого «мусорного» бизнеса республики
обанкротятся и изрядно пострадает государственный бюджет.

В компанию борьбы с малым бизнесом в данной сфере включились и
правоохранительные органы. В регионах прокуратуры для начала прошлись штрафами
за захоронение полезных компонентов, содержащихся в ТКО, а затем стали
заявлять в суды исковые требования по запрещению захоронения отходов,
подлежащих вторичному использованию. Цель несомненно благородная, но увы,
пока невыполнимая.


Приведу пример. На основании Устава и статьи 6 ФЗ «О саморегулируемых
организациях» Ассоциацией СРО «Объединение предпринимателей по рециклингу
отходов» проведена независимая правовая оценка материалов судебного и
исполнительного производства в части возможности исполнения решения
Благоварского межрайонного суда (РБ) от 24.01.2022г. о запрете местному малому
предприятию захоронения на полигоне ТКО отходов, в состав которых входят
полезные компоненты.

Удовлетворенное 24.01.2022г Благоварским межрайонным судом исковое требование
прокуратуры к предприятию о запрещении захоронения отходов, в состав которых
входят полезные компоненты, является формально обоснованным и имеет целью
принуждение предприятия к возврату вторичных ресурсов (вторичного сырья),
содержащихся в смешанных коммунальных отходах, поступающих для захоронения на
эксплуатируемый предприятием полигон ТКО. Указанное требование изложено в
п.2 статьи 3, п. 8. статьи 12 ФЗ «Об отходах производства и потребления» и
иных нормативных правовых актах

Предприятие осуществляет свою деятельность по обращению с отходами на
основании лицензии 02№00705 от 27.11.2018г., согласно которой организация
имеет право на обработку лишь одного вида отходов – «отходы бумаги и картона,
содержащие отходы фотобумаги».

В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 18 ФЗ «О лицензировании отдельных
видов деятельности», подпунктов «б», «в» пункта 7 Положения о лицензировании
деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации,
обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, утвержденного
Постановлением Правительства РФ №2290 от 26 декабря 2020г., при намерении
выполнять новые работы, составляющие лицензируемый вид деятельности, лицензиат
направляет в лицензирующий орган заявление о внесении изменений в реестр
лицензий, в котором указываются сведения об основаниях внесения изменений в
реестр лицензий, включая сведения о новых работах в области обращения с
отходами I-IV классов опасности, которые лицензиат намерен выполнять (виды
отходов I-IV классов опасности и (или) группы, подгруппы отходов I-IV классов
опасности с указанием классов опасности видов отходов в соответствующих
группах, подгруппах отходов, соответствующие видам отходов и (или) группам,
подгруппам отходов виды деятельности), а также:

- для работ по обработке, утилизации, обезвреживанию отходов I - IV классов
опасности - копии документов, подтверждающих наличие у лицензиата
принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании
оборудования (в том числе специального – авт.) и установок, необходимых для
выполнения заявленных работ по новому месту осуществления деятельности или
необходимых для выполнения новых видов работ в случае, если технология по
выполнению указанных работ требует наличия такого оборудования и (или)
специализированных установок;
- для работ обработке, утилизации, обезвреживанию отходов I - IV классов
опасности - реквизиты санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии
санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений и оборудования,
которые планируется использовать для выполнения заявленных работ, составляющих
деятельность по обращению с отходами.


Следовательно, для переоформления лицензии на осуществление деятельности по
обработке иных отходов, не указанных в действующей лицензии Предприятию
необходимо приобрести оборудование и установки для заявленной деятельности и
получение положительного санитарно-эпидемиологического заключения, на что
требуются значительные средства и время.

 

В соответствии с пунктом 1 статьи 24.6 ФЗ «Об отходах производства и
потребления» №89 от 24.06.1998г. и пунктом 4 Правил обращения с твердыми
коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12
ноября 2016 г. № 1156, сбор, транспортирование, обработка, утилизация,
обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории
субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими
региональными операторами в соответствии с региональной программой в области
обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Пунктом 10 статьи 24.6 Закона № 89-ФЗ установлено, что операторы по обращению
с твердыми коммунальными отходами, региональные операторы обязаны соблюдать
схему потоков твердых коммунальных отходов, предусмотренную территориальной
схемой обращения с отходами субъекта Российской Федерации, на территории
которого такие операторы осуществляют свою деятельность.

Территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми
коммунальными отходами, Республики Башкортостан, утвержденной Приказом
Министерства природопользования и экологии РБ от 30 декабря 2019г. №1198п
(далее – Терсхема ТКО - авт.) предусмотрен существующий объект размещения отходов» -
полигон ТКО в Буздякском районе РБ (таблицы 5.2, 7.1, 11.7). Действующим на
день вынесения постановления суда приказом Минэкологии №349п от 11.05.2021г. в
Терсхему ТКО внесен мусоросортировочный участок мощностью 20000 т/год как
планируемый к строительству в 2023 году объект обработки отходов (таблицы
8.2., 9.1, 11.8) без учета обязательных требований к такого рода объектам в
части отражения МСК в градостроительной документации и правилах
землепользования и застройки.

Согласно статье 24.8 Закона № 89-ФЗ обработка твердых коммунальных отходов
относится к регулируемым видам деятельности в области обращения с твердыми
коммунальными отходами. Регулируемые виды деятельности в области обращения с
твердыми коммунальными отходами осуществляются по ценам, которые определены
соглашением сторон, но не должны превышать предельные тарифы на осуществление
регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными
отходами, установленные органами исполнительной власти субъектов Российской
Федерации, уполномоченными в области регулирования тарифов. Предельные тарифы
на осуществление регулируемых видов деятельности в области обращения с
твердыми коммунальными отходами устанавливаются в отношении каждой
организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в области обращения
с твердыми коммунальными отходами, и в отношении каждого осуществляемого вида
деятельности с учетом территориальной схемы обращения с отходами.

Постановлением Госкомитета РБ по тарифам №225 от 22.10.2021г. и Постановлением
Госкомитета РБ по тарифам №363 от 21.11.2022г. Предприятию установлены тарифы
на обращение с ТКО, которые предусматривают лишь захоронение ТКО без учета
обработки отходов.

Кроме того, договором между Предприятием и региональным оператором ТКО
предусмотрена транспортировка и захоронение ТКО, условия по обработке
(сортировке) ТКО также отсутствуют. Ближайший к селу Буздяк
мусоросортировочный комплекс расположен в Туймазинском районе РБ в 120 км, что
исключает возможность транспортирования отходов для обработки на данный МСК
ввиду кратного увеличения затрат на перевозку ТКО, соответствующего увеличения
тарифов оператора, размера платы от населения и прекращения при этом
использования легитимного объекта размещения отходов в Буздякском районе.

Кроме того, указанные действия Предприятия будут являться несоблюдением
действующей территориальной схемы РБ по обращению с отходами, включая ТКО, что
повлечет административную ответственность по ст. 8.2. КоАП РФ. А обработка
отходов с применением мусоросортировочного комплекса (даже простейшего и
минимальной мощности) без соответствующей лицензии должна повлечь за собой
уголовную ответственность по ст. 171 УК РФ.

Также необходимо отметить, что в соответствии письмом Предприятия №364/22 от
06.07.2022г. в адрес начальника Буздякского районного отдела Управления ФССП
по Республике Башкортостан работы по установке оборудования для сортировки ТКО
уже начаты. Однако необходимо иметь ввиду что строительство и эксплуатация
мусоросортировочного комплекса для объема образующихся в Буздякском районе ТКО
менее 20 тысяч тонн в год является убыточной для данной хозяйственной
деятельности. ППК «Российский экологический оператор», как регулятор обращения
с ТКО, отказывает в согласовании проектов территориальной схемы по обращению с
отходами региона, если мощность включенных в нее мусоросортировочных
комплексов по обработке отходов составляет менее 100 000 тонн в год.


Статьей 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» №7 от 10.01.2002г. и статьей 3
Закона №89-ФЗ определены основные принципы в области воздействия на окружающую
среду, одними из которых являются научно обоснованное сочетание экологических,
экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях
обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды; обеспечение
сочетания общего и индивидуального подходов к установлению мер
государственного регулирования в области охраны окружающей среды, применяемых
к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим
хозяйственную и (или) иную деятельность или планирующим осуществление такой
деятельности.

Исходя из вышеизложенного исполнение решения Благоварского межрайонного суда
от 24.01.2022г. в настоящий момент не представляется возможным по ряду причин:
- дополнительные и значительные расходы и длительные сроки переоформления
лицензии на деятельность по обращению с отходами, с учетом предоставления
дополнительных документов;
-физическая невозможность выделения ряда полезных компонентов из смешанных
коммунальных отходов;
- отсутствие действующего объекта обработки отходов Предприятия в
Территориальной схеме обращения с отходами, в том числе с твердыми
коммунальными отходами, Республики Башкортостан;
- обработка ТКО не предусмотрена тарифом на обращение с ТКО Предприятия, а её
включение в тариф приведет к росту платы за коммунальные услуги с населения;
- реализация данного решения приведет к банкротству Предприятия и развалу
системы санитарной очистки территории населенных пунктов района и
невозможности содержания объекта размещения отходов в удовлетворительном
состоянии;
- запрет на захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты,
на время отсутствия мусоросортировочного участка послужит причиной
приостановки деятельности Предприятия по размещению отходов на эксплуатируемом
полигоне ТКО, к торможению хода реформы обращения с отходами производства и
потребления районе, нарушению санитарно-эпидемиологической обстановке в
населенных пунктах Буздякского района РБ, возникновению «мусорного коллапса» и
волне возмущения со стороны населения;
- предприятие относится к субъектам малого предпринимательства и в соответствии
со ст. 6 ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской
Федерации" от 24.07.2007 N 209-ФЗ имеет право на государственную поддержку.
Привлечение должностных лиц Предприятия к уголовной ответственности по ст. 315
УК РФ в данном случае по нашему мнению не может быть основанным на действующем
законодательстве ввиду следующего:
- судом не установлены реальная (объективная) возможность исполнить решение
суда или наличие обстоятельств, препятствующих исполнению обязательств либо
делающих невозможным их исполнение;
- имеет место наличие действий, предпринимаемых для исполнения обязанности и
доказывающих намерение исполнить решение суда;
- отсутствует наличие фиксированных сроков, до истечения которых должно быть
исполнено обязательство, не оценена достаточность времени на его исполнения.
- отсутствует прямой умысел и вина в неисполнении решения суда со стороны
руководителя предприятия.

(Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.01.2007 № 2
«О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания» и
др. – авт.)

Учитывая изложенное, Ассоциация СРО посчитала выполнение данного постановления
суда невозможным ввиду коллизий в действующем законодательстве, наличия
противоречий судебного решения требованиям ряда правовых норм, а также считает
необходимым отсрочить исполнение решения Благоварского межрайонного суда от
24.01.2022г. в отношении Предприятия в виде запрещения захоронения отходов, в
состав которых входят полезные компоненты, до введения в эксплуатацию МСК и
включения его в действующую территориальную схему по обращению с отходами РБ.

Кроме того, АСРО внесла рекомендации во исполнение данного постановления суда:
- в порядке временной меры проводить перед захоронением коммунальных отходов
ручную выборку отработанных автошин, металлических изделий, чистого картона и
макулатуры, бытовой и офисной техники и иного незагрязненного вторичного сырья
и материалов (что не требует переоформления лицензии на право обращения с
отходами авт.);
- организовать раздельный сбор незагрязненных вторичных материальных ресурсов в
районе по договорам с отходообразователями;

- направить соответствующие запросы государственному регулятору - Минэкологии РБ и в Государственный комитет РБ по тарифам о возможности изменения территориальной схемы по
обращению с отходами РБ и тарифа на захоронение отходов для Предприятия в
соответствии с требованиями службы судебных приставов и постановлением суда.

И что примечательно, аналогичные иски заявлены прокуратурой по полигонам ТКО ,
не имеющих мусоросортировочных комплексов, в Белебеевском и Чишминском районах
Башкирии, а также в некоторых иных регионах РФ, где субъекты малого
предпринимательства юридически и экономически не могут выполнить такие
судебные решения.


Что мы получим в результате такого массированного давления на легальный и
законопослушный малый бизнес в этой публичной и экологически опасной сфере?
Правильно, массовое банкротство таких ориентированных на местные проблемы фирм
и снижение числа налогоплательщиков. Взамен придут крупные частные монополисты
с «крышей» в государственных структурах, заточенные на извлечение прибыли
любой ценой без оглядки на охрану природы, нужды органов местного
самоуправления и проживающего там населения.

 

Такую государственную активность перенаправить бы на выведение из
коррупционной тени криминального бизнеса по захоронению опасных промышленных
отходов в наших лесах, полях и горах!




Председатель Ассоциации СРО «Объединение предпринимателей по рециклингу
отходов», кандидат юридических наук Александр Веселов

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить