Траты российского среднего класса на подарки, новогодний стол и развлечения вырастут в этом году на 13% — с 17 000 до 19 200 руб. (443 евро по ноябрьскому курсу), прогнозируют эксперты Deloitte в ежегодном исследовании потребительских расходов «Новогоднее настроение — 2014».
Новогодний бюджет жителей больших российских городов почти догнал среднеевропейский (450 евро), но пока уступает расходам на праздник ирландцев (894 евро) и французов (531 евро). Для большинства опрошенных (51%) главная причина увеличить расходы — «желание радоваться жизни и не думать много о нестабильности экономики». Год назад забыть об экономических проблемах на время зимних праздников хотели 45% респондентов.
Рост доходов стал причиной больше потратить на Новый год для 57% опрошенных.
Большинство россиян ждут «определенного улучшения» в экономике в 2014 г. Стабильности ожидает 47% респондентов, роста экономики — 12%, а спада — только 37%. В среднем европейцы более пессимистичны: спада ждет 50%. Более двух третей опрошенных россиян считают, что их покупательная способность как минимум не ухудшится. Среди европейцев таких 56%.
Наибольшая статья расходов в новогоднем бюджете россиян — подарки. Траты на них вырастут на 17% до 198 евро при средней стоимости подарка около 25 евро. Чуть больше среднего россиянин готов потратить на подарок самому себе — около 34 евро.
Накануне Нового года клиенты приходят за подарками и средний чек растет по сравнению с обычным в 1,5-2 раза, говорит представитель сети Media Markt Анна Трофимова. «Если говорить об электронике, популярными подарками являются смартфоны, планшеты, а также малая бытовая техника. Есть еще один вид покупок накануне Нового года — это крупные, так называемые семейные, покупки: большой телевизор, хороший компьютер, кофемашина», — рассказывает она.
Около 65 евро из праздничного бюджета пойдет на подарки детям (как своим, так и чужим). У специализирующихся на детских товарах ретейлеров на декабрь приходится до 40% годовой выручки, говорит совладелец Ideas4retail (сети Imaginarium, Hamleys) Евгений Бутман. Сеть «Детский мир» называет декабрь «ключевым» месяцем. «Компания начинает готовиться к нему сразу же после окончания школьного сезона», — говорит гендиректор «Детского мира» Владимир Чирахов. По прогнозам ретейлера, по итогам декабря его выручка увеличится примерно на 30% к прошлому году (с учетом открытия новых магазинов), средний чек вырастет в пределах 3%.
Вторая по размеру статья расходов на Новый год — еда и напитки. Затраты на них в этом году, как ожидается, вырастут на 8% до 174 евро. Для продуктовых сетей декабрь традиционно самый высокий месяц в году. Так, в сети «Азбука вкуса» в прошлом декабре средний чек был выше среднегодовых показателей примерно на треть — 1800 руб., рассказывает представитель ретейлера Андрей Голубков. В декабре товарооборот вырастает на 50% по сравнению со среднегодовым.
Развлечения потребуют самых незначительных расходов россиян — всего 71 евро (плюс 18% к прошлому году). Заполняемость кинозалов в новогодние каникулы вырастает примерно в 4 раза по сравнению с обычным периодом, говорит гендиректор «Синема парка» Сергей Китин. Обычно в эти праздники зрители выбираются в кино всей семьей, большой компанией и выбирают шоу — наиболее популярны в это время фильмы в IMAX и 4DX.
В ресторанах число посетителей тоже, конечно, растет. «Предположить, какой именно будет рост, сейчас сложно — празднования начнутся примерно с 20 декабря», — говорит представитель ресторанного холдинга Ginza Project Андрей Федорин. Вырастет и средний чек, но это обусловлено скорее ростом цен, особенно сейчас, когда рубль слабеет и импортные продукты обходятся дороже, объясняет Федорин.