Именно о дагестанской коррупции на этой неделе вспоминали каждый раз, когда речь заходила о выпускных экзаменах. Именно Дагестан называли лучшим местом для так называемых ЕГЭ-туров, то есть временного переселения выпускников из тех регионов, где экзамены сдать сложно, туда, где их заметит только родительский кошелек.
По всей стране, заявляло Министерство образование, сдача ЕГЭ - почти спецоперация, с глушилками для мобильников, полицейскими нарядами и обысками. Спецслужбы разыскивали тех, кто выкладывает результаты в Интернет. На деле получилось, что ЕГЭ-экскурсии уравняли шансы тех, кто честно сдавал, и тех, кто съездил за дагестанским аттестатом.
То, что сейф, где хранятся тесты ЕГЭ, не спасает от появления контрольных материалов в Интернете, стало понятно уже давно. И дело отнюдь не в замке. Завтра будет очередной день единого госэкзамена по математике. Но уже сегодня, варианты КИМов - контрольно-измерительных материалов, собственно самих тестов, которые нужно заполнять, уже появились в Интернете.
Как и в предыдущие годы, утечка пошла с Дальнего Востока. Бланки КИМов снова снимали на мобильные устройства. Хотя за это можно было вылететь из класса с пересдачей на следующий год. Тем не менее, десятки решений ЕГЭ выложили в сеть безвозмездно и за деньги. Самая низкая цена - 50 рублей. В среднем по стране - 500. Но были расценки и выше. Так, на Дальнем Востоке стоимость достигала 750 рублей. Но чем ближе к Москве - тем дороже - и тысяча, и две, и даже три. Именно столько, если верить Интернету, просили в Зеленодольске республики Татарстан. И многие купились, хотя гарантии были весьма сомнительные и безграмотные.
"Допустим, вы купили действительно подлинные задания, но это несколько тысяч заданий, которые надо прорешать и понять. И вероятность того, что хоть что-то попадется этому человеку именно на экзаменах, очень низка", - отмечает заместитель Министра образования и науки РФ Игорь Реморенко.
Тем не менее, как отмечают чиновники, ряд вариантов, которые были выложены в сети в этом году, действительно, оказались подлинными. И те, кто их опубликовал, понесут наказание, как и еще 60 пользователей Интернетом, опубликовавшие тесты. И это несмотря на то, что в этому году за ходом ЕГЭ следили более 30 тысяч наблюдателей. Практически по одному на каждую школу в стране. Цифра, конечно, впечатляет.
Свободная атмосфера на экзамене, по признанию многих школьников, с которыми удалось пообщаться, в дагестанских школах не редкость, как и случаи покупки правильных ответов.
"Кто деньги давал, бланки собирают, приносят, чек дают. Учителя приходят, переписывают задания", - рассказывают школьники.
Эта возможность "сдавать без проблем" во многом и объясняет такое явление последнего времени, как ЕГЭ-туризм, когда выпускники из крупных городов массово переводятся в сельские школы. Казалось бы, какая разница, где сдавать. Ведь правила едины для всех. Но для Элины Фезиевой, по-видимому, есть, поскольку ради пересдачи госэкзамена она перебралась из Москвы в дагестанское село Хазар.
Впрочем, эти проблемы с аттестацией, объясняют эксперты, характерны для всего Северного Кавказа. Там всегда были высокие показатели по ЕГЭ. И такая результативность сильно повлияла на отношение к единому госэкзамену.
"У нас в стране благодаря ЕГЭ серьезный кризис доверия. Нет доверия не к результатам, не к КИМам, не к итогам фактически этого экзамена. Ну, и по сути дела, те ребята, которые приезжают из глубинки, из регионов, в частности с Кавказа, поступают в вузы с высокими баллами по ЕГЭ. А в Москве и в других мегаполисах, где более жестко работает система, там совсем другая ситуация, и мы имеем серьезный перекос", - отмечает председатель Всероссийского общества защиты прав потребителей и образовательных услуг Виктор Панин.
Этот перекос сказался на многом, и в первую очередь на главной идее Единого госэкзамена. Вместо того, чтобы уровнять шансы школьников из крупных городов и из провинции при поступлении в университеты, получилось обратное. Теперь кто знает и ЕГЭ сдает сам, остается за бортном престижного высшего образования. Эти места достаются тем, кто ловко смог списать госэкзамен или купить его. Помимо этого перекос сказался и на самом школьном образовании, качество которого сильно изменилось с переходом к тестовой системе оценок.
Несколько лет назад на факультете журналистики МГУ имени Ломоносова первокурсники написали диктант, результаты которого повергли преподавателей в шок. Так, студенты писали: "рыца" вместо "рыться", или "врочи" вместо "врачи". Но самое яркое наречие - чересчур. Его студенты писали в два слова: "через чюр", да к тому же через "ю". Тогда этот диктант не написали 82% студентов. И это несмотря на то, что у каждого из них по результатам ЕГЭ был не менее 86 баллов по русскому языку. Это означает, что по этому предмету каждый из них был как минимум хорошистом.
Показывая один из вариантов этого диктанта, преподаватель Анастасия Николаева, говорит что, не сомневается в честности полученных оценок, но считает, что выявленные ошибки, это во многом как раз результат такого тестирования.
"В школе они недостаточно писали связанных текстов, недостаточно диктантов, все-таки их там готовят к ЕГЭ. А ЕГЭ - это тест. Тест, там есть какая-то вводная часть по орфографии, но она построена как: в слово надо вставить букву. А вы понимаете, что вставить букву и написать слово - это разная практика", - отмечает доцент кафедры стилистики русского языка факультета журналистики МГУ им. Ломоносова Анастасия Николаева.
С приходом в школу ЕГЭ, действительно, многое изменилось. Есть, конечно, и хорошее. Так, престижные вузы стали доступнее. Но в этом ли конечная цель единого госэкзамена и школьного образования в целом?
"Обучение все больше и больше превращается в натаскивание. И те дети, которые к нам поступают, или хотят поступить к нам в лицей, 90% - это просто надрессированные дети. Когда начинаешь пытаться разобраться, что они понимают в арифметике, почему на ноль делить нельзя, оказывается полная растерянность. То есть, детей не научили думать", - отмечает заместитель директора математического лицея "Вторая школа" Александр Ковальджи.
Думать теперь начинают учить в вузах, а заодно на первом курсе подтягивают и по школьной программе, поскольку уровень подготовки, согласно авторитетным международным исследования среднего образования, которые раз в три года проводятся в 65 странах мира, действительно, падает. Так, в 2000 году мы входили в двадцатку. Сейчас опустились на 43-е место. Такие показатели напрямую с ЕГЭ пока не связывают. Но вот что интересно: это падение произошло именно за то десятилетие, что у нас существует единый госэкзамен.
http://www.1tv.ru/news/social/234345