В мае 2012 года в Шкотовском районе Приморья введен в эксплуатацию современный береговой комплекс Тихоокеанского флота для подъема из воды, разделки и долговременного хранения реакторных отсеков отслуживших АПЛ.
Реальностью стало то, что тщательно планировалось и обсуждалось на протяжении ряда лет. А планировалось не много не мало - начать разгребать многолетние авгиевые конюшни – наконец-то утилизировать десятки затопленных у наших тихоокеанских берегов подлодок, давно или только что выведенных из состава флота. Настала пора появиться организации, которая могла бы выполнить начальный большой проект международного значения - подъем и консервирование старой атомной подводной лодки, которая представляет большую опасность радиоактивных загрязнений на российском Дальнем Востоке.
И эту задачу взяла на себя ФГУП "РосРАО. Что же это такое. Вот какое определение РосРао дает сама себе на своем сайте. «Рос Рао - это единственная в нашей стране специализированная организация, профессионально занимающаяся обращением с радиоактивными отходами (РАО) в масштабах России. РосРао - крупнейший оператор, профессионально эксплуатирующий площадки с хранилищами радиоактивных материалов на территории РФ и оказывает полный комплекс услуг по обращению с радиоактивными отходами, включая сбор и транспортировку, а также переработку, кондиционирование и хранение отходов низкого и среднего уровня активности»
Такова предыстория нашего рассказа. А сама история абсолютно позитивная, так как РосРАО взялась за выполнение очень сложной в технологическом плане операции, результат которой рассчитан исключительно на защиту экологии природной среды нашей страны. Как считают в РосРао, главная задача текущего момента – рассказать россиянам о важности подъема и утилизации старых подводных лодок, показать всю техническую сложность по их подъему.
Совершенно ясно, что справиться с такой масштабной работой силами одних россиян было бы весьма проблематично. Вот тогда и возникла идея партнерства с Японией. Подготовительные работы велись в рамках соглашения о сотрудничестве между правительствами РФ и Японии, а кроме того, по соглашению между госкорпорацией "Росатом" и японским Комитетом по сотрудничеству в целях содействия в области ликвидации ядерного оружия.
И дело пошло! Этот проект, реализованный на Дальнем Востоке в рамках программы «Глобального партнерства», был осуществлен при финансовом участии Японии. Непосредственно Дальневосточному филиалу "РосРАО" японской стороной были официально переданы буксировочное судно "Сумирэ", два портальных крана грузоподъемностью 10 и 32 тонны и транспортно-передаточный плавдок "Сакура" грузоподъемностью 3500 тонн.
Первая операция по транспортировке и подъему подготовленного к утилизации трехотсечного блока состоялась в сентябре этого года и продлилась несколько дней. Вторую, и последнюю в этом году субмарину поднимали в последние дни осени на недавно построенном пункте долгосрочного хранения реакторных отсеков (ПДХРО) в бухте Разбойник.
Сложная процедура подъема трехотсечного блока выведенной из эксплуатации АПЛ, на самом деле, прекрасно отлажена. Несколько буксиров во главе с «Сумирэ» отводят плавучий док «Сакура» в котлован – вырытую выемку в бухте , глубина которой позволит погрузиться почти 30-метровому плавдоку. Пока происходит погружение «Сакуры», буксиры возвращаются в бухту за одним из реакторных блоков, находящихся на «контролируемом хранении в надводном положении» в бухте Разбойник. Трехотсечник заводят в погруженный док, после чего тот всплывает уже с блоком на борту, и отправляется к причалу ПДХРО. Там, с помощью судопоезда, по рельсам, трехотсечник будет перемещен на разделочный стол – место, где реакторный блок освободят от двух соседних. Но сначала ему предстоит несколько месяцев очистки от наросших ракушек и другого морского мусора. В феврале следующего года отстыкованные соседние блоки отправятся на металлический лом.
Что касается самого реакторного блока, то ближайшие 70 лет он проведет в отстойнике на специальной площадке нового пункта хранения, защищенный от коррозийных процессов специальным покрытием. Почему именно 70 лет, а не 25 или 50? По мнению экспертов "РосРАО", спустя семь десятилетий корпуса реакторов и их временное содержимое, перестают быть радиационно-опасными и могут быть утилизированы как обычный металлический лом.
При расчетной проектной мощности ПДХРО пять блоков в год, процесс окончательной утилизации ожидающих своей очереди теперь уже 52 выведенных из эксплуатации субмарин продлится все ближайшее десятилетие. Кроме того, в скором времени в бухту Разбойник доставят еще 19 трехотсечных блоков с Камчатки. Одним словом, работой новый ПДХРО обеспечен надолго.
Хотелось бы отметить два вроде бы не связанных друг с другом момента, но тем не менее позволяющих почувствовать атмосферу во время работ по проекту «Глобальное партнерство».
Первый - при подъемных работах люди без нужды прошлое стараются не ворошить, как и не пытаются искать ответственных за кдадбище подводных лодок в прибрежных водах, просто делают свою работу.
О втором моменте упомянул в разных интервью заместитель начальника Управления реализации проектов и программ по ядерной и радиационной безопасности Госкорпорации «Росатом» Анатолий Григорьев. По его словам, поставка плавучего дока на Дальнем Востоке прошла строго по графику и финансировалась Японией. И не было задержки ни на один день, не смотря на трагические события в разрушенной атомной станции в Фукусиме!
Кстати, недавно итальянская сторона, также принимающая участие в программе «Глобальное партнерство» признала: такая технология утилизации АПЛ на сегодняшний день – лучшая в мире, и будет рекомендована для использования в других странах.