Депутат сельсовета поселка Камыши Курского района Курской области организовал общественное движение в защиту знаменитого Ушаковского пруда, на берегу которого когда-то поселился известный адмирал Ушаков. Нынешний арендатор пруда не проводит экологических мероприятий, из-за чего дохнут миллионы мальков, а по поселку распространяется зловоние. При этом местная власть не желает принимать мер по отношению к нарушителю.
«Я хочу сообщить о катастрофическом состоянии Ушаковского пруда, расположенного на территории сельского совета поселка Камыши Курского района Курской области. Сегодня он официально называется Ушаковский нагульный пруд №1 и находится в аренде у предпринимателя Михаила Хижнякова. Про очистку пруда он и слышать не хочет. Его устраивает экономически выгодное мелководье (около полуметра) – пруд прогревается лучше, больше растительного корма для рыбы. А то, что из-за жары и медленного течения рыба дохнет, начинает гнить и зловонный запах распространяется на всю округу, нарушаются санитарные нормы, Хижнякову, как говорится, до лампочки.
Арендатор просто делает деньги, а ушаковцы, живущие вдоль пруда, не то что купаться, рядом находиться не могут. Все лето водоем цветёт, пенится. А недавно произошло экологическое бедствие: на пруду массово погибла рыба. По вине Хижнякова, проводившего облов рыбы. Из-за большого количества ила рыба не пошла вниз, а пошла на свежую воду, на верховину. И арендатор в спешном порядке что-то набросал на верховине, рыба пришла. Но пришла рыба крупная, а мелочь, когда стали заполнять водоем, уснула навсегда...
Речь идет о море миллионов штук молоди. Члены моей общественной организации информировали о катастрофе губернатора Курской области, региональный Росприроднадзор, общественные экологические организации, областную прокуратуру, но чиновники проигнорировали обращение, под которым подписались более 500 граждан. Причина их бездействия, на мой взгляд, понятна – коррупция. Хижняков наверняка «позолотил» ручку чиновникам, а затем принялся лихорадочно заметать следы преступления. Больше двух недель горе-рыбопромышленник собирал прибившуюся к берегу дохлую рыбу, закапывал, отвозил в 200-литровых бочках фермерам на корм поросятам...
Кроме того, арендатор набрался наглости в прибрежной полосе, в 5 метрах от воды, воздвигнуть двухэтажное строение с сауной, что является прямым нарушением ст.65 Водного Кодекса РФ. Не косит камыш, обрезанные ветки деревьев бросает в воду — на корм рыбам. В результате знаменитый Ушаковский пруд, который впору объявить историческим и культурным наследием, мельчает, заболачивается и, по всей видимости, на поверхности водной глади скоро появятся островки с растительностью — вначале с камышом, а затем и деревьями. Скорее всего, пруда не будет, а арендатор сколотит состояние и бросит его.
Как стратегический объект оказался в руках частника
Все это безобразие и произвол, творимые предпринимателем Михаилом Хижняковым, есть результат незаконной приватизации рыбхоза «Ушаковский». Эта процедура в свое время была проведена с явными нарушениями. Настоящий владелец предприятия был назначен на должность директора после того, как рыбозавод приобрел статус ЗАО. Потом путем подкупа, шантажа и угроз рядовых работников он выкупил нужный пакет акций, а затем приватизировал пруд, без всяких аукционов. Большая часть коллектива тотчас была уволена.
Кроме того, он приватизировал и плотину. Местные жители до сих пор удивляются тому, что объект, имеющий стратегическое значение для поселка Камыши, мог оказаться в частных руках. По нему, между прочим, проходит единственная в поселок дорога с твердым покрытием. Уму непостижимо — теперь 3 587 жителей поселка находятся в зависимости у частника?! А что, если из-за природных катаклизмов произойдет прорыв плотины, и поселок, как однажды в 70-х годах, окажется надолго отрезанным от областного центра? Будет ли в этом случае арендатор нести ответственность за последствия и финансовые расходы?! Вряд ли. Поэтому районной прокуратуре в лице Владимира Гуфельда следовало бы рассмотреть целесообразность приватизации стратегического объекта и поставить вопрос о передаче плотины на баланс Камышинского сельсовета.
Итак, исторический пруд и плотина оказались в руках частника Хижнякова. Да и бог с ним, незаконной приватизацией, если бы владелец народного достояния относился к ним как рачительный хозяин, берег, охранял, совершенствовал, думал о том, что он оставит будущему поколению камышинцев.
В действительности руководитель ЗАО Рыбзавод «Ушаковский» ведет себя как «временщик», заинтересованный лишь в нещадной эксплуатации водных биоресурсов.
Во всей этой неприглядной истории с прудом, которая грозит вылиться на страницы федеральной прессы, непонятна бездеятельная позиция главы Курского района Владимира Рыжикова. Почему ему нет дела до того, что на вверенной ему территории вот-вот случится экологическая катастрофа? Почему он сидит в кресле и в ус не дует? Не знаем, в каких он отношениях с руководством рыбозавода «Ушаковский», но ведь очевидно – ни в какие ворота не лезет тот вопиющий факт, что Михаил Хижняков не имеет малейшего представления о мелиоративных работах, проводимых в рыбоводных прудах. В связи с несоблюдением его предприятием основных правил эксплуатации водоёма в воде уничтожается фосфор, кальций, калий, микроэлементы и, как следствие, гибнет растительность (гниет) и живые микроорганизмы, в том числе происходит и мор рыбы.
Копейку не вложит в общественное дело
Почему жители поселка Камыши должны быть жертвами алчности собственника, экономящего на профилактических работах? А именно на «летовании», когда один раз в 4-5 лет каждый рыбоводный пруд необходимо оставлять свободным от воды с осени до осени следующего года, засевать сельхозкультурами, освободить от камыша. Ведь это аксиома — так же, как и то, что мороз и летняя жара уничтожают инфекцию, личинки, паразитов и т.д.
Всего-то дел: обеспечь свободный доступ местным жителям к воде, помоги обустроить пляж, установить контейнеры для мусора. И, пожалуйста, арендуй пруд все 49 лет на радость себе и людям. Ан нет, он жаден настолько, что копейку не вложит в общественное дело. Два года назад он заявил, что «ему жалко бесплатно отдавать ил». Вот о чем думает Хижняков, зная, что высохший ил (сопропель) в три раза ценней перегноя, а не о том, что камышинцы сами бы очистили от него дно. А там останется пустяшное дело – посадить ивы, завезти песок для пляжа.
Удивительно, что в этом конфликте нейтральную позицию сохраняет и Виктор Борзилов, руководитель отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Курской области».
Виктор Бобков, депутат сельского совета поселка Камыши Курского района Курской области.