По последним данным Центробанка — на 1 ноября 2014 года — доля предоставленных гражданам и нерезидентам-физлицам кредитов с просрочкой свыше 90 дней достигла 7,9% (869,9 млрд рублей от общей задолженности в 10,8 трлн рублей). Таким образом, показатель вернулся на уровень кризиса, аналогичного значения он достигал 1 февраля 2011 года (власти ранее заявляли, что российская экономика вышла из предыдущего кризиса только в течение 2011 года). После этого показатель постепенно снижался, и еще на 1 января 2014 года он был равен 5,8%.
Но к 1 февраля этого года доля кредитов физлицам с просрочкой от 90 дней начала расти и поднялась до 6,1%, на 1 марта — 6,4% и далее, прибавляя 0,1–0,3 процентных пункта, увеличилась до 7,8% на 1 октября 2014 года. В 2008 году максимальный показатель просрочки был равен 4,2%, в острые моменты кризиса — 2009 году и 2010 году — 9,3% и 9,4% соответственно.
У ЦБ также есть другой показатель просрочки — по кредитам только резидентам начиная от одного дня, неофициально пояснили ЦБ. Динамика этого показателя (goo.gl/ODVjWT) практически повторяет тренд по вышеописанной просрочке от 90 дней, на 1 октября накопленная просроченная задолженность составляет 628,7 млрд рублей от общей суммы в 11,1 трлн рублей, это 5,7% — максимальный уровень с 1 ноября 2011 года.
Банки, согласно требованиям ЦБ, должны формировать под кредиты с просрочкой от 91 до 180 дней резервы в размере 50% от суммы долга, по ссудам с просрочкой от 181 до 360 дней ― 75%, свыше 360 дней ― 100%. По кредитам с просрочкой до 30 дней ― 2%, от 30 до 90 дней ― 20%. Банк не вправе пускать в оборот резервы. С 1 января по 1 октября 2014 года резервы по ссудам с просрочкой от 90 дней выросли на 55% — с 450,1 млрд рублей до 696,3 млрд рублей (goo.gl/c4WeGC).
Как отмечает начальник управления по работе с проблемными активами Бинбанка Николай Вялов, рост просроченной задолженности связан с ухудшением финансового состояния населения, при инфляции, приближающейся в 10%.
— При анализе возникновения просроченной задолженности наиболее частыми причинами стали: задержка заработной платы, снижение дохода и потеря места работы, — говорит Вялов. — В 2014 году количество заемщиков, вышедших на просрочку по причине потери места работы, увеличилось в несколько раз. В целом по России темпы кредитования заметно снижаются (прирост объемов розничного кредитования за 10 месяцев 2014 года составил 12,6%, что почти в два раза меньше по сравнению с аналогичным показателем прошлого года — 24,3%), соответственно можно прогнозировать увеличение темпов роста просроченной задолженности в 2015 году.
Свой вклад в негативную динамику внесла и девальвация рубля, рубль с начала года подешевел по отношению к евро и доллару более чем в полтора раза.
— Для россиян, имеющих доходы в рублях, девальвация означает рост обязательств по валютному кредиту на соответствующую величину [исходя из статистики ЦБ, задолженность населения в валюте составляет 2% от всей задолженности размером в 11,1 трлн рублей], — говорит главный аналитик Промсвязьбанка Дмитрий Монастыршин. — Для отдельных заемщиков такой рост расходов на обслуживание кредита становится неподъемным, что приводит к просрочке и росту невозвратов. Это наблюдается по всем кредитным продуктам, в том числе и по ипотеке.
Старший аналитик Национального рейтингового агентства Максим Васин указывает, что сейчас просрочка по ипотеке не превышает 2%. Если этот показатель будет стремительно расти, это будет веский сигнал для тревоги по банковским портфелям. Васин отмечает, что сейчас наиболее часто просрочка свыше 90 дней допускается по необеспеченным потребкредитам, наименее часто — по ипотеке и автокредитам.
Начальник аналитического управления Банка БКФ Максим Осадчий отметил, что в ряде банков, проводящих агрессивную политику на рынке розничного кредита, просрочка находится на критически высоком уровне.
— На 1 ноября в группе банков с просроченной задолженностью по розничным кредитам свыше 10 млрд рублей лидировали следующие банки (по доле просрочки): Связной-банк — 26,9%, «Русский стандарт» — 23,4%, МТС-банк — 19,8%, ХКФ-банк — 16,4%, ТКС-банк — 16,0%, — говорит Осадчий.
По словам Монастыршина, в среднем банки сократили прибыль по сравнению с прошлым годом в два и более раза — из-за роста просрочки и необходимости досоздавать по проблемным кредитам резервы.
Эксперты считают, что важным фактором увеличения доли кредитов с просрочкой от 90 дней является закредитованность граждан. Каждый десятый клиент российских банков, обратившийся за заемными деньгами, уже имеет не меньше четырех действующих кредитов. Об этом свидетельствует анализ базы данных Объединенного кредитного бюро (ОКБ) по состоянию на 1 сентября 2014 года. В начале 2012 года таких было лишь 5% от общего числа граждан, подавших кредитную заявку (каждый двадцатый). Одновременно, по данным ОКБ, снижается доля граждан из числа обратившихся в банк, которые на тот момент не имеют ни одного действующего кредита. Если в начале 2012 года их было более половины (54%), то сейчас лишь около трети (37%).
По мнению Васина, возвращение доли кредитов с просрочкой от 90 дней на кризисный уровень — еще не самый негативный сценарий развития событий, который в ближайшее время ждет банки. По прогнозам Васина, показатель в среднесрочной перспективе будет расти и может достичь 15%.
— Ситуация в экономике не улучшается, ставки по кредитам не снижаются (в некоторых банках превышают 50% годовых), — говорит Васин. — Есть большая группа заемщиков, которая использует новые кредиты для возврата старых, рано или поздно такие кредиты выходят на просрочку. Вариант увеличения портфелей за счет выдачи новых кредитов сейчас неприемлем для кредитных организаций. Отдельные банки отказываются от работы с клиентами с улицы, ограничиваясь только кредитованием «зарплатных клиентов». Основной же способ снижать просрочку — повышение качества оценки клиентов и систем риск-менеджмента при выдаче кредитов. Регулятор пытается ограничить выдачу высокорискованных (высокомаржинальных) кредитов банками, используя ограничения по размеру капитала и резервов, необходимых под «пузыристые» кредиты. Таким образом, банки, выдающие кредиты по ставкам выше средних по рынку, должны иметь высокий капитал, обеспечивающий такие выдачи, что может быть невыполнимо или снижать экономическую эффективность операции.