Проехали! Украинским ракетам не место в космосе

 Проехали! Украинским ракетам не место в космосе - фото 1Украинские СМИ 9 сентября растиражировали заявление главы космического агентства страны о том, что днепропетровский «Южмаш» заключит контракт с Boeing на поставку двигателей. Сегодня американская компания опровергла эти планы. Как же в действительности обстоят дела в украинской ракетной отрасли?

 
Первоисточником сенсационного сообщения стала «Телевизионная служба новостей» (ТСН) телеканала «1+1». Цитируя недавно назначенного руководителя Государственного космического агентства Украины Любомира Сабадоша, новостная служба сообщает, что предварительное соглашение о сотрудничестве между Boeing и Украиной было достигнуто в Вашингтоне. Официально оно будет закреплено до начала ноября, а одним из важных его условий якобы является «отсутствие сотрудничества Украины со странами, которые находятся под американскими санкциями».
 
Сразу скажем, что официальный представитель компании Boeing в России Елена Александрова сообщила в ответ на это следующее: «Из украинских СМИ поступила абсолютно недостоверная информация. Компания Boeing не подписывала с Украиной никаких контрактов по сотрудничеству в области космических программ, и мы не планируем никаких соглашений в ближайшем будущем». Вероятнее всего, украинской делегации в Вашингтоне просто из вежливости дали дежурные обещания о расширении и углублении сотрудничества без всякой конкретики, которые и были интерпретированы украинской стороной как почти что подписанный договор. Но перейдем непосредственно к «разбору полетов».
 
Спасение утопающих…
 
Далее в своей новости ТСН – то ли по-прежнему ссылаясь на Сабадоша, то ли уже от себя – выдает фразу, в которой сразу несколько грубых ляпов: «США сейчас покупают российские двигатели. КБ «Южное» будет поставлять ракетоносители для запуска ракет «Зенит» и «Антарес».
 
Во-первых, слово «ракетоноситель» применительно к космической технике ошибочно – оно означает некую технику, которая несет ракеты. Например, самолет или субмарину. Но в этом контексте обычно употребляется «ракетоносец». И есть ракета-носитель – так называют ракеты, выводящие на орбиту полезную нагрузку. Понятно, что ни ракетоносители, ни ракеты-носители «для запуска ракет» поставлять нельзя.
 
Во-вторых, говорить, что «США покупают российские двигатели», как минимум некорректно. Американская космическая индустрия, в отличие от российской или украинской, децентрализована: NASA занимается преимущественно научной составляющей и распределением государственного финансирования, тогда как компании ведут каждая обособленный бизнес. Российские двигатели РД-180 покупает как раз Boeing – точнее, United Launch Alliance (ULA), их совместное предприятие с другим аэрокосмическим гигантом Lockheed Martin. Причем эти двигатели стоят на первой ступени ракет-носителей «Атлас». На второй ступени, а также на другом семействе ракет ULA «Дельта» используются двигатели американского производства.
 
В-третьих, «Южное» – это конструкторское бюро, тесно связанное с заводом «Южмаш». Естественно, конструкторское бюро, в отличие от производственного предприятия, может только разрабатывать технику, а не поставлять ее. Отметим и то, что обе компании достались украинцам по наследству от СССР, но за все годы независимости никакого их развития фактически не наблюдалось: украинская космонавтика держалась преимущественно на кооперации с Россией. Которая была прекращена 26 августа после денонсации Украиной соответствующего соглашения.
 
Теперь что касается упомянутых ракет «Зенит» и «Антарес». Первая вообще не имеет никакого отношения к США – это советская ракета, модификации которой («Зенит-2» и «Зенит-3») продолжали производиться на «Южмаше». Но около 70% комплектующих, включая маршевые двигатели и разгонные блоки, поставлялось Россией. Без них это просто гигантская нелетающая болванка. Разумеется, сейчас ее производство остановлено.
 
Модификация «Зенит-3SL» запускалась в рамках проекта «Морской старт» с плавучей платформы Ocean Odyssey, расположенной в Тихом океане на широте экватора. Ключевую роль в «Морском старте» играет российская РКК «Энергия»: ее «дочке» принадлежит 95% акций консорциума, 3% – у Boeing и 2% – у норвежского производителя морских платформ Aker Solutions. В августе прошлого года по причине украинского конфликта проект был заморожен.
 
«Антарес» же является американской ракетой компании Orbital Sciences Corporation. Ранее на ней использовались двигатели AJ-26 – слегка усовершенствованные советские НК-33, произведенные еще в 70-х и выкупленные американцами в 90-х. Поскольку у Orbital не хватало опыта для работы с ними, был заключен контракт с «Южмашем», в рамках которого украинцы также производили вспомогательное оборудование для «Антареса» – топливные баки, некоторые датчики и клапаны и т.п.
 
Однако в конце 2013 года компания провела тендер на закупку новых двигателей, поскольку запасы НК-33 походили к концу. Его выиграла Россия, предложившая РД-181 – двигатель, разработанный специально для «Антареса» на основе РД-191, который стоит на наших новейших ракетах-носителях «Ангара». Авария на «Антаресе» в октябре 2014 года из-за неполадки двигателя только подстегнула это сотрудничество. В июле текущего года, несмотря на санкции, в США была поставлена первая партия РД-181, вторая ожидается осенью. К сожалению для Украины, места для нее в этой сделке уже не нашлось.
 
Добавим, что российско-украинское сотрудничество по ракете-носителю «Днепр» – гражданской модификации частично снятых с вооружения межконтинентальных баллистических ракет РС-20 (легендарная «Сатана» в натовской классификации), изготовлявшихся, как и сама РС-20, на «Южмаше» – тоже свернуто.
 
…дело рук самих утопающих
 
Единственный собственно украинский проект ракеты-носителя – «Циклон-4», продолжение советского семейства «Циклон». Еще в 2004 году Украине удалось договориться с Бразилией о запусках этой ракеты с космодрома на территории последней. Однако из-за ряда проблем, прежде всего финансового характера, старт, намечавшийся на 2010 год, постоянно откладывался. В мае нынешнего года глава украинского космического ведомства заявил, что бразильская сторона заморозила работы по проекту. Ни денег на завершение работ, ни даже теоретической площадки для запуска у Украины сейчас нет, и вряд ли в обозримой перспективе будет.
 
Относительным успехом можно считать наличие двигателей украинского производства на четвертой ступени легкой ракеты-носителя «Вега» – совместной разработке Европейского и Итальянского космических агентств. Однако эта ракета запускается редко: с 2012 года было всего пять стартов (правда, два из них – в этом году, и на сентябрь запланирован еще один). Для сравнения, основная европейская ракета «Ариан-5» за тот же период была запущена 20 раз.
 
Опять-таки: и на остальных ступенях «Веги», и на «Ариане» применяются двигатели, произведенные во Франции и Германии при содействии США. Никаких тенденций перехода к украинскому производителю в Европе и близко нет, а первые же неудавшиеся полеты «Веги» могут привести к полному прекращению сотрудничества.
 
Но в любом случае, и в лучшие годы прибыль от международных проектов «Южмаша» как минимум на две три обеспечивалась Россией – и этот сук Украина, как говорилось выше, вполне успешно подрубила.
 
Помимо ракетной техники, «Южмаш» производит общественный транспорт (троллейбусы, трамваи, автобусы) и тракторы. Однако и эта продукция в тех экономических условиях, в которые загнал Украину нынешний режим, внутреннему рынку не по карману. А за рубежом она никому не нужна. Петр Порошенко много говорил о госзаказе для предприятия, но даже сравнительно небольшой контракт на троллейбусы он предпочел отдать корпорации «Богдан» своего бизнес-партнера Олега Свинарчука.
 
Сейчас некогда могучий завод находится на грани остановки: сообщалось, что в августе он перешел на трехдневную неделю и готовится осенью работать в режиме однодневки. Выручка резко сократилась, долги на начало года составляли 640 млн гривен (52 млн долларов), из них более 100 млн – по зарплате, и каких-либо подвижек с того момента не произошло.
 
Так что, если «Южмаш» в ближайшее время не получит хоть сколько-нибудь существенный зарубежный контракт, он будет закрыт. При этом ни США, ни Европа не спешат вытаскивать Украину из этой трясины, предпочитая кормить обещаниями. А значит, с мечтой о космосе ей придется попрощаться.
 
Андрей Величко
 
Источник

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить