Федеральная служба судебных приставов (ФССП) намерена жестко взяться за должников, которые не платят за услуги ЖКХ. Если раньше приставы относились к ним лояльно, то теперь они будут чаще возбуждать против них уголовные дела по нескольким основным составам — неисполнение решения суда, растрата арестованного имущества, а также злостное уклонение от уплаты долга. Санкции по этим статьям предусматривают в том числе и лишение свободы. Эксперты считают, что приставам будет непросто привлечь должников к уголовной ответственности.
По данным «Известий», в июле 2013 года руководство ФССП направило во все структурные подразделения предписание обратить внимание на ситуацию с должниками в сфере ЖКХ. Поводом для этого стали результаты проверки, которую проводили в территориальных органах ревизоры ФССП. Как выяснилось, за пять первых месяцев года приставы так и не смогли взыскать долги по ЖКХ в 72% подобных дел.
Анализ ведомственной отчетности показал, что с января по май из 2,6 млн всех заведенных исполнительных производств долги были получены только с 700 тыс. должников. Таким образом, среди «висяков» остается более 1,9 млн исполнительных производств. По данным ФССП, 70% должников по платежам ЖКХ — физические лица.
Согласно отчету ревизоров ФССП, приставы не часто используют в работе с должниками жесткие меры. Например, не возбуждают против них уголовные дела. Формально действия должников могут подпадать под ст. 312 УК («Растрата имущества, подвергнутого аресту»), ст. 315 УК («Неисполнение приговора суда») и ст. 177 УК («Злостное уклонение от погашения задолженности»).
— Статья 312 применяется, когда мы описываем имущество должника, затем приходим проверять, а оно оказывается уже продано. Кто-то так прячет микроволновую печь, кто-то и дорогую машину, — рассказал «Известиям» источник в ФССП.
Как выяснилось, с начала года приставы возбудили по всем этим статьям только 63 уголовных дела. А в таких регионах, как Москва, Чечня, Краснодарский край, Адыгея, дела не возбуждались вовсе, несмотря на большую общую сумму задолженности по ЖКХ.
В связи с этим руководство ФССП рекомендует подчиненным пересмотреть свое отношение к должникам по ЖКХ и чаще привлекать их к уголовной ответственности. В службе надеются на то, что это образумит должников. Дело в том, что ст. 177, 312, 315 УК предусматривают заключение на срок до трех лет, а также крупные штрафы.
В ФССП «Известиям» пояснили, что ведомство не преследует цель посадить как можно больше должников.
— В первую очередь мы просим сотрудников более тщательно проверять материалы, по которым выносились постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, — рассказал «Известиям» источник в ФССП. — Мы, наоборот, стараемся как можно меньшей кровью добиваться погашения долга. И к судебному преследованию, например, по 315-й и 312-й статьям прибегаем в крайнем случае, когда иные меры не дали результата. Есть меры процессуального воздействия на должника, которые используются для того, чтобы побудить его к погашению долга, не прибегая к уголовному преследованию.
В документе указано, что низкая эффективность исполнения судебных решений о взыскании платежей по ЖКХ во многом зависит от недостаточной организации работы самих судебных приставов-исполнителей, а также от недостаточного взаимодействия с руководителями должников по месту работы. Руководство ФССП предлагает принять меры дисциплинарного взыскания и к самим приставам, по чьей вине множатся долги.
К концу июня территориальным органам было поручено доложить о проделанной работе по взысканию долгов в сфере ЖКХ в Управление организации дознания, однако многие региональные отделы ФССП так и не представили таких данных. Это управления из КЧР, Дагестана, Москвы и Белгородской области.
В связи с этим руководство предлагает отныне отслеживать, насколько хорошо структурные подразделения выполняют работу по исполнению документов о взыскании долга, а также «организовать взаимодействие с наиболее крупными предприятиями» субъекта РФ, где работают должники, для дополнительного контроля за ними.
Приставы также проведут повторные проверки описанного имущества по месту жительства должников.
Эксперты утверждают, что приставам будет не так просто привлечь должников к уголовной ответственности.
— Незначительное количество уголовных дел объясняется тем, что в действиях должников сложно доказать злой умысел и состав преступления, да и материальный ущерб, как правило, невелик, — пояснил «Известиям» председатель коллегии адвокатов «Вашъ юридический поверенный» Константин Трапаидзе. — Что касается растраты имущества, то такие случаи также являются редкостью: как правило, люди, чье имущество описали, очень редко продают его, опасаясь как раз реакции приставов. Поэтому решение о возбуждении дела зависит от многих факторов, чаще в подобных случаях возбуждают дела административные.