Любимое чтение историка на релаксе – это некрологи. Как и их написание, впрочем, но особенно приятна в этом смысле синхронизация. С чувством глубокого удовлетворения стоит отметить, что к 30-летнему юбилею августовского путча его организаторы проявили непонятные для нынешних бумеров/зумеров чутьё ситуации и коммунистическую адекватность в одном флаконе – они попросту слились из этой жизни, освобождая место и простор для действий новым полковникам. ГКЧП больше нет, последний из его восьми участников — Олег Бакланов — пересел в ладью Харона.
Августовская революция 1991-го — настолько запутанный и недоговорённый клубок противоречий, что о нём можно создать гигабайты нарратива — и всё равно ничего понятно не будет. Старинные (а совсем скоро наверняка будут свежие) соцопросы одного заслуженного иноагента постоянно фиксируют падение одобрения и деятельности ГКЧП, и его противников одновременно при сползании фокус-группы в непроходимое болото непонимания – что это было? «Затрудняюсь ответить», «не успел разобраться в ситуации» (так про современную оценку, на минуточку!) — это реакция практически на любой вопрос, с ГКЧП связанный. Насколько эта не признанная в РФ ни террористической, ни экстремистской, ни даже, на худой конец, нежелательной непонятная организация изменила ход истории, не могут сформулировать даже записный политологи. Зачем приходили, чего хотели — непонятки множатся со времён приснопамятной и единственной пресс-конференции сабжа, из участников которой помнят только трясущиеся руки и Татьяну Малкину, которая сидела явно не в президиуме.
Конспирологи, которые знают, что Перестройку придумал, затеял и сделал КГБ, получив в награду не только невиданный материальный ресурс (а не только $10 млрд, будто бы находившиеся на счетах КПСС), но и кровавые разборки на много десятилетий, тоже не берут статистов в расчёт. Как и геолокацию Железного Феликса — когда надо, появляются рабочие исторической сцены, которые притащат-утащат, не особо амортизировав по дороге.
Какой-то пришпиленный к истории фантом получается. На манер CD в уголовном деле, заботливо проткнутого дыроколом в зоне данных.
О чём этот фильм? Да ни о чём…
Но попкорн у полковников закончился.
Борис Пуго, Геннадий Янаев и Олег Бакланов на пресс-конференции 19 августа 1991 года
ГКЧП: ПОЛНЫЙ МАРТИРОЛОГ (по Википедии, должности на момент вхождения в ОПГ)
Олег Бакланов (1932—2021) — первый заместитель председателя Совета обороны СССР;
Владимир Крючков (1924—2007) — председатель КГБ СССР, генерал армии;
Валентин Павлов (1937—2003) — премьер-министр СССР;
Борис Пуго (1937—1991) — министр внутренних дел СССР, генерал-полковник;
Василий Стародубцев (1931—2011) — председатель Крестьянского союза СССР;
Александр Тизяков (1926—2019)— президент Ассоциации государственных предприятий и объектов промышленности, строительства, транспорта и связи СССР;
Дмитрий Язов (1924—2020) — министр обороны СССР, Маршал Советского Союза
Геннадий Янаев (1937—2010) — вице-президент СССР.
Подготовил Владимир ХЛУДОВ. Фото ТАСС, Shepard Sherbell/Corbis via Getty Images.