Планшеты: перспективы «таблеток» в 2015

Планшеты: перспективы «таблеток» в 2015 - фото 1Никаких — так одним словом можно ответить на вопрос, вынесенный в заголовок статьи. Или развернуто: у традиционных «таблеток» в наступившем году нет никаких рыночных перспектив, они стремительно теряют статус массового товара, скатываются в нишевое применение, где и закончат свое существование, как отдельный класс устройств.

 

До полного вымирания традиционных планшетов еще есть время, оно только началось в году прошедшем и продолжится в наступившем, но при этом судьба «таблеток» приведут к интересным изменениям на рынке и придаст мощнейший импульс развитию новых классов устройств.

Прецедент: закат КПК

История, которую мы уже наблюдаем, и финал которой, скорее всего, разыграется в наступающем году, не нова. прецеденты такого развития событий на рынке цифровых девайсов уже были ранее. Примерно такая же ситуация была с карманными компьютерами, которые закончили свое существование, будучи полностью вытесненными с рынка смартфонами.

Некоторое время оба класса устройств сосуществовали друг с другом на рынке, смартфоны были заметно дороже КПК, хотя технически отличались всего лишь наличием «на борту» GSM/GPRS-модуля, который тогда уже стоил копейки. По сути, вендоры использовали растущую популярность смартфонов для того, чтобы продавать устройства с коммуникационными модулями много выше себестоимости. Рассказы про «технические сложности», связанные с интеграцией антенных контуров в корпус карманного компьютера, потеряли свою реалистичность через месяц-другой — инженерные задачи специалисты решают довольно быстро — но более высокие цены на смартфоны держались на протяжении существенно более длительного времени.

Снимать сливки с рынка нельзя вечно, ситуация была нестабильна и должна была измениться, что и произошло. Ситуацию изменили не технологическая эволюция, а законы рынка — обостряющаяся конкуренция привела к снижению цен на смартфоны. Карманные компьютеры оказались никому не нужны, ведь смартфоны имели в дополнение ко всей функциональности карманных компьютеров еще и возможности онлайн-доступа через 2,5G-2,75G, причем без «посредника» в виде сотовой трубки, а также к другим сервисам сотовых сетей, включая голосовые вызовы, обмен SMS/MMS и т. д.

В результате карманные компьютеры исчезли с рынка, причем исчезли полностью. Сейчас карманных компьютеров в продаже вы не найдете, специализированные терминалы для курьерских и логистических служб принципиально отличаются от универсальных КПК. Процесс вымирания КПК привел к целому ряду изменений на рынке, в частности, к закату корпорации Palm, которая делала прекрасные карманные компьютеры, но безнадежно опоздала с переходом на смартфоны.

Разумеется, рыночная ниша, некогда занимаемая карманными компьютерами, никуда не исчезла, просто PDA — Persolal Digatal Assistant — перестал быть КПК и стал смартфоном, а со временем про традиционные КПК все и забыли. Примерно также будет развивается ситуация с планшетами, более того, соответствующие тренды хорошо видны по итогам прошлого года.

«Таблеточный» рынок: итоги 2014

Наиболее показательна ситуация с планшетами Apple, с которой и начнем рассмотрение итогов года.

Apple за прошедший год должна была реализовать 68 млн iPad, по данным аналитической компании ABI Research, причем за позапрошлый компанией было продано 74,2 млн девайсов, то есть падение продаж в этом секторе ожидалось на 8%. Реалии оказались лучше, чем ожидали — согласно осенним прогнозам IDC, годовой объем продаж «таблеток» Apple должен был составить 64,9 млн. iPad, то есть падение предполагалось на 12,7%. Однако, и случившееся восьмипроцентное сокращение продаж в натуральном исчислении назвать сложно иначе, чем обвалом. Заметим, что даже выход новых прекрасных моделей (правда, лишенных выраженной инновационности) во второй половине прошлого года ситуацию смягчил, но не исправил!

Напомним, что iPad является эталонным планшетом — во-первых, потому, что именно этот девайс, анонсированный в январе 2010 года, по сути, создал современный рынок «таблеток», во-вторых, Apple является крупнейшим производителем планшетов, занимая на этом рынке 27,5% в натуральном выражении, по наиболее свежим данным (IDC за третий квартал прошлого года).

А что же общий рынок «таблеток»? По данным IDC, датированным прошедшей осенью, рынку предрекали рост аж на 7,2% в натуральном выражении, до 235,7 млн. устройств. Однако, если учесть прошлогодний рост рынка «таблеток» 52,5% (также в натуральном выражении), то становится ясна ситуация — на рынке серьезные проблемы, которые уже привели к серьезному торможению положительной динамики. В отсутствие новых инновационных продуктов проблемы сохранятся, что приведет к тому, что положительная динамика вскоре сменится отрицательной, то есть мировой рынок «таблеток» через квартал-другой свалится в пикирование, повторяя тренд своего прародителя iPad.

Значимой инновацией может быть — и, судя по всему, будет — превращение планшетов из аналогов карманных компьютеров в полноценные фаблеты. То есть планшеты повторят судьбу КПК, будучи вытесненными смартфонами, но с большой и сверхбольшой диагоналями. Произойдет это не быстро, так как ниши для традиционных планшетов пока есть.

Ниши для традиционных «таблеток»

Традиционные планшеты могут претендовать на место в «резервациях» — сохраняются некоторые кейсы их использования на локальных площадях, где присутствует устойчивое wi-fi-покрытие. Для корпоративных решений это означает применение таких компьютеров внутри офисов, складов, больниц, цехов, логистических центров, стройплощадок и т. д. Для индивидуальных пользователей выбор кейсов гораздо меньше — разве что в качестве игрушки для маленького ребенка или, наоборот, в качестве компьютера для пожилого человека, который свой PDA за пределами квартиры не использует, довольствуясь телефоном.

Как видно, традиционные планшеты не исчезнут с рынка полностью в течение сезона или даже года — некоторые кейсы для их использования есть. Кроме того, не следует недооценивать инерционность рынка. Например, до сих пор Apple достаточно активно продает iPod, хотя, казалось бы, звезда специализированных плееров закатилась давным-давно. Но в третьем квартале прошлого года компания реализовала 2,64 млн таких устройств. Хотя количество реализованных iPod заметно меньше продаж в аналогичном квартале позапрошлого года (3,5 млн) и не идет ни в какое сравнение с объемами продаж iPad (напомним, что они составили 12,3 млн) и iPhone (39,3 млн), но все равно объемы продаж плееров впечатляют, и, хотя рыночных перспектив у них уже давно нет, они остаются канальным товаром.

Если мы говорим о массовом пользователе, как корпоративном, так и индивидуальном, то ему планшетный компьютер нужен не только на ограниченных площадях с Wi-Fi-покрытием, но и в других местах, тут традиционные «таблетки» никак не подходят. Например, если медицинскому персоналу больницы достаточно традиционного планшета, то медикам на вызове, бригадам «скорой помощи», подразделениям аварийных служб уже нужны не планшеты, а полноценные смартшеты, обеспечивающие доступ информационным ресурсам и коммуникации в сотовых сетях третьего и четвертого поколения, а также традиционную телефонию без нелепых искусственных ограничений.

Заметим, что планшеты с полным набором функций смартфона не являются чем-то принципиально новым. Такие девайсы существуют, более того, этот класс устройств имеет собственное имя — смартшеты или фаблеты. Именно фаблеты заменят привычные планшеты в наступающем году.

Планшет умер? Да здравствует планшет!

Разумеется, для планшетных компьютеров с диагональю экрана больше традиционных для смартфонов 4-5 дюймов, рыночная ниша была, есть и будет. На большом экране удобней посматривать веб-страницы и ленты социальных сетей, фотографии, клипы, фильмы и т. д. Только, как мы уже отметили, устройства с такими диагоналями будут фаблетами, то есть наряду с Wi-Fi-модулем иметь и поддержку GSM/3G/4G.

Для массового распространения фаблетов именно сейчас есть не только рассмотренные выше маркетинговые, но и технологические причины. Если год назад крупные экраны потребляли слишком много энергии, чтобы можно было эффективно использовать их в мобильных устройствах, взаимодействующих с сотовыми сетями, то сейчас ситуация изменилась — и энергопотребление экранов уменьшилось, и емкость массовых батарей возросла. Поэтому-то фаблеты с шестидюймовыми диагоналями уже появились, с семи- и восьмидюймовыми станут массовыми в наступившем году. Устройства с бОльшей диагональю просто неудобно удерживать в руках при телефонном разговоре.

Но будут выпускать и фаблеты с диагоналями 9-12 дюймов, только профиль использования у них будет другой — эти устройства будут конкурировать не со смартфонами, а с ноутбуками. Для активной работы с традиционными документами такие крупноформатные фаблеты будут снабжать клавиатурами с тачпадами. Форм-факторы таких устройств могут быть разными — и привычными, как в традиционных ноутбуках, и новомодными, как в ноутбуках-трансформерах. «Клавиатурные фаблеты», а, по сути, ноутбуки на альтернативных платформах, будут хороши для легких мобильных пользователей. Наличие значимых для юзера особенностей — мгновенное включение, значительное время автономной работы и т. д. — делает такие решения серьезными конкурентами для нетбуков, которые в прошлом году все же вернулись на рынок.

Несколько слов о платформах

Лидером рынка «таблеток» во всех их ипостасях была и остается платформа Google Android. По прогнозам, в прошедшем году 68% реализованных планшетов было построено на этой платформе, по данным IDC. На долю «таблеток» на Apple iOS пришлось 27,5%. А остальные 4,5% приходится на Microsoft Windows. У последней платформы, как мы уже отмечали, есть потенциал для быстрого проникновения на корпоративный рынок и, соответственно, для резкого наращивания рыночной доли, но будут ли реализованы эти возможности и, главное, будут ли они реализованы в наступившем году — покажет время. С высокой степенью вероятности можно предположить, что тройка лидеров будет выглядеть в наступившем году ровно также, как и в прошлом, хотя доли могут несколько измениться.

Перспективы для российского ритейла

Ситуацию на российском рынке мировые маркетинговые и технологические тренды будут определять в последнюю очередь, на общие перспективы локального бизнеса куда как большее влияние будут оказывать политическая и общеэкономическая ситуация в стране. Но вместе с тем, нужно помнить о пользователях, которые «голосуют рублем» за те или иные технологические или маркетинговые инновации в предлагаемых устройствах, чем и обеспечивают существование всего ритейла. Этот принцип сохраняется в любой, сколь угодно кризисной ситуации, экономика-политика будут, разумеется, вносить свои коррективы в естественное развитие событий, но не более того.

Что можно порекомендовать ритейлерам? По возможности, сворачивайте продажи традиционных планшетов, оставьте их продажи салонам операторов сотовой связи, пусть за которые успешно продают недорогие модели «таблеток» по копеечным ценам. Традиционным ритейлерам участвовать в ценовой войне традиционных планшетов особого смысла нет — маржа на планшете, уходящем в розницу за пятьдесят-сто долларов, вряд ли компенсирует даже стоимость занимаемого им места на полке, не говоря уже о суммарных затратах на логистику, на оплату времени работы кассиров и консультантов, затраченного на продажу этого устройства, и прочих накладных расходах. Исключение составляют дорогие элитные планшеты производства таких вендоров, как Apple, Samsung, или Lenovo. Высокая цена таких устройств, определяемая техническими характеристиками, качеством сборки и репутацией бренда, делает их продажи оправданными.

Освобожденные ресурсы направляйте на продвижение фаблетов и ноутбуков на альтернативных платформах, которые продвигайте уже не как «таблетки», а как устройства в сегментах смартфонов и мобильных компьютеров, соответственно. За этими устройствами будущее, которое стремительно наступает, и чтобы занять в нем свое «место под солнцем» ритейлерам нужно начинать действовать уже сегодня, расставляя приоритеты и соответственно им перераспределяя ресурсы компании.

Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель CRN/RE

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить