Очерк из Воронежа от корреспондента "ЭкоГрада" Михаила Федорова, посвященный воину-герою
В Воронеж пришла зима: с утра белело и холодило. Жизнь преобразилась. Где-то на Украине шли бои, и о них напоминали лишь военные с рюкзаками, пробегавшие по улицам города и сводки по СМИ.
Вот мне пришло сообщение, что в Беларуси клуб «Зубренок» хочет связаться с женой Александра Крынина Марьей. Они хотят послать ей подарок. И искали выход через меня. Когда я сообщил Марье о подарке из «Зубренка», то выяснилось: 18 ноября будет открытие памятной доски в кадетском корпусе.
18 ноября я спешил в корпус, где скользил, опасаясь упасть, а где и ускорял шаг на посыпанных песком дорожках. Вот показалось похожее на замок с башнями и бойницами здание военного трибунала.
(Фото 1 Военный трибунал)
За ним стоял дом, где я жил в конце 60-х, начале 70-х, и откуда открывался вид на интернат, а теперь – Михайловский кадетский корпус.
(Фото 2 Дом, где жил)
За забором в глубине сада увидел несколько коробок кадетов.
При входе на территорию корпуса в проходной столкнулся с неожиданностью. Оказалось, у вахтерши имелся список приглашенных, и впускали только по нему. А я-то думал, событие народное, всех желающих пропустят, и в список не попал. Конечно, здесь могли опасаться неприятностей: школа, время военное, но это касалось вопросов охраны. Ведь прощались с Романом Филиповым, всех через рамку металлоискателей пропускали, и люди шли. А здесь. Ту же мать, которая приведет сына, чтобы помянуть Сашу Крынина, ее не впустят. Тех же ребят, которые придут по зову сердца… Кто их впишет в список. Пришлось что-то долго объяснять вахтерше, показывать свои публикации о Саше Крынине, которые прошли в прессе, потом вахтерша куда-то звонила, согласовывала и вот сказала:
– Проходите…
Я успел: мероприятие еще не началось.
(Фото 3 У входа в корпус)
Заметил жену Марью с малышом, который стоял и что-то канючил у мамы.
«Сын Саши Крынина Ленечка».
Увидел бабушку Саши…
Подошел к ним, выразил снова свои чувства соболезнования и вместе с тем радости, открытием памятной доски.
Поискал кого-нибудь из знакомых. Не увидел того же бывшего директора корпуса Голомедова, который вырастил Сашу, его воспитателя Грекова. Спросил про полковника Бужина, который каким-то образом был связан корпусом.
(Фото 4 Кадеты на плацу)
Перед корпусом на расчищенном от снега плацу вытянулся строй кадетов. У стены замер караул, на которой под материей висела доска.
(Фото 5 Почетный караул)
Зазвучали горны.
Перед строем кадетов вышел в зеленой форме полковник:
– Корпус! Равняйсь, смирно! Равнение на средину! – разлетелся его зычный голос.
(Фото 6 Полковник Гончаров)
Кадеты вытянулись. Полковник развернулся, сделал шаг к другому полковнику в синей куртке и в черных очках:
– Товарищ полковник! Воронежский Михайловский кадетский корпус для митинга, посвященного открытию мемориальной доски увековечения памяти Героя Российской Федерации старшего лейтенанта Крынина построен. Старший воспитатель полковник Гончаров.
– Вольно! – принял доклад полковник
(Фото 7 Доклад командиру)
Зазвучал голос кадета, который стоял у микрофона:
– Митинг, который посвящен открытию мемориальной доски Герою России, выпускнику Михайловского кадетского корпуса, старшему лейтенанту Крынину Александру Эдуардовичу объявляется открытым.
Зазвучал гимн.
Кто пел:
– Россия – священная наша держава,
Россия – любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава —
Твое достоянье на все времена!
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой…
Я рассматривал этажи корпуса, коробки кадетов, людей с цветами, и подпевал:
– От южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля…
А по телу волнами пробегал морозец.
Вот кадет передал эстафету другому стоящему рядом кадету и тот продолжил:
– О потерях всегда говорить тяжело и больно. Но когда из жизни уходят совсем молодые, говорить тяжело и больно вдвойне. Сегодня 18 ноября 2022 года на здании корпуса появится мемориальная доска, памятный знак, который вновь и вновь будет напоминать о самоотверженности, мужестве, верности долгу и доблести Александра Крынина.
(Фото 8 Говорит кадет)
Слово взял третий кадет:
– Родился Александр 1 мая 1995 года. С 2007 по 2013 год учился в Михайловском кадетском корпусе. По окончании поступил в Московское высшее общевойсковое командное училище. В мае 2018 года лейтенанта Крынина Александра распределили в город Клинцы Брянской области и назначили на должность командира мотострелкового взвода. А в 2019 году старший лейтенант Крынин получил должность командира мотострелковой роты…
У многих присутствующих возникло ощущение, что Крынин возвращается в корпус.
Трое кадетов говорили по очереди.
Один:
– 9 февраля 2022 года старший лейтенант Крынин убыл в командировку в Белгородскую область, а затем был участником специальной военной операции на Украине. С 25 по 27 марта в районе населенного пункта Малая Рогань Харьковской области Александр вступил в неравный бой с превосходящими силами ВСУ. Лично уничтожил более 10 националистов. При выводе группы из военнослужащих для перегруппировки старший лейтенант Крынин получил осколочное ранение, несовместимое с жизнью. За мужество, отвагу и самоотверженность, проявленные при исполнении воинского долга, Крынину Александру Эдуардовичу присвоено посмертно звание Героя России.
Другой кадет:
– Память – настоящее время, да и будущее.
Прочнее камня и бронзы. Она бессмертна.
С чего начинается память – с берез?
С речного песочка?
С дождя на дороге?
А если – с убийства!
А если – со слез!
А если – с воздушной тревоги!
Припоминал-припоминал и вспомнил: стихи из поэмы Константина Симонова «Вьетнам, зима семидесятого».
А кадет продолжал:
– А если с визжащей пилы в облаках,
Со взрослых, в пыли распростертых!
А если с недетского знания – как
Живое становится мертвым!
И в пять, и в пятнадцать, и в двадцать шесть лет
Войной начинается память.
Здесь, в этой стране, где непомнящих – нет,
Попробуем это представить...
Третий кадет:
– Право открыть памятную доску предоставляется почетному караулу кадету 9 класса 1 отделения Семенихину Семену, кадету 8 класса…
Все присутствующие подались к покрытой материей на стене и стоящим рядом кадетам.
Чтобы лучше увидеть, кто-то взбирался на кучи снега.
Под барабанный бой кадеты сдернули материю.
На всех смотрел офицер в фуражке…
(Фото 9 Памятная доска)
А ниже читалось:
«Крынин
Александр
Эдуардович
Выпускник Михайловского кадетского корпуса,
в 2022 г. за мужество и героизм, проявленные
в ходе специальной военной операции,
удостоен звания Героя России (посмертно)»
Саша Крынин вернулся в корпус… – отозвалось в сердцах.
Волнами звучала тревожная, набегающая и убегающая мелодия Бетховена.
«Аппассионата»…
Кадеты шли с цветами к доске…
(Фото 9а Кадеты кладут цветы)
Вот подошла Марья с сынишкой…
Показав на портрет и спросила:
– Ленечка, кто это?
Тот:
– Папа…
(Фото 10 Марья и сынишка)
(Фото 11 Марья и сынишка)
(Фото 12 Марья и сынишка)
Слезы наворачивались на глазах и внутри все клокотало: малыш видит отца, которого нет и есть, вот и определи, где он и что он…
Кто-то не смог сдержаться и прикрыв от рыданий рот рукой, отошел в сторону.
Подошла бабушка…
Шли и шли…
Возлагали цветы…
Стол усыпало гвоздиками…
(Фото 13 Кладут цветы)
Вот кадет:
– Слово предоставляется руководителю департамента образования Воронежской области Наталье Валерьевне Салогубовой…
Вперед вышла Салогубова:
– Уважаемые участники митинга, дорогие ребята! Сегодня буквально на ваших глазах происходит историческое событие, правильное историческое событие, когда открыта мемориальная доска выпускнику вашего корпуса, который проявил мужество и героизм и заслужил самого главного звания Героя России. Человек, который прошел в этих стенах, по этим коридорам длительный путь и зарекомендовал себя целеустремленным. Его именно жизненный путь складывался, так, скорее всего, он представлял мир своих ценностей. Он представлял исходя из того, что было правильно все выстроено. Мы должны понимать, как поколение, которое должно всю жизнь думать о том, что когда-то выпадет доля заступиться за нашу Великую Россию. Дорогие ребята, уважаемые преподаватели, присутствующие на митинге, мы отдаем себе отчет в том, чтобы данную память об Александре Крынине хранить вечно, доводить до сведения о тех, которые сделали его великим человеком. Вам, ребята, держать это высокое имя и поклоняться этому человеку.
(Фото 14 Говорит Марья)
Кадет:
– Слово предоставляется супруге Александра Крынина Марье Сергеевне…
Марья:
– Здравствуйте! Хочу поблагодарить за то, что вы все сегодня здесь. Хочу выразить благодарность, что помогаете нам сохранить память о Саше. Для нас, для родных, это очень важно. Для подрастающего поколения очень важно… У вас должен быть пример настоящего мужчины, настоящего офицера.
Марья говорила искренне, и как бы поучая, но внутри у нее еще боролось что-то, какая-то неуверенность не покидала ее. Она еще совсем не отошла от потери. Поэтому и говорила как-то по-учительски. Она ведь и была педагогом.
Марья:
– Кадетам я хочу сказать, что если вы выбрали этот путь, то идти по нему до конца, потому что от вашего выбора может зависеть не только ваша жизнь, но и жизнь ваших друзей, ваших сослуживцев, и вообще всех нас… Спасибо.
(Фото 15 Напутствует Марья)
Александр Крынин становился ближе, ближе.
А кому-то даже родным…
Кадет:
– Слово предоставляется бабушке Александра Крынина Любови Васильевне Бахметьевой…
Вперед вышла бабушка:
– Саша всегда с удовольствием учился в кадетском корпусе. Каждый раз, когда он приезжал в Воронеж, он всегда рвался сюда. С друзьями, с кем дружил в корпусе. Один за всех и все за одного они были… Особую благодарность хочу выразить за воспитание Саши офицеру-воспитателю Александру Николаевичу Грекову… Классному руководителю… И всем сотрудникам корпуса…
Я снова взглядом искал Грекова.
Но не находил.
Бабушка:
– Саша был мягким, спокойным мальчишкой. И когда наступил час «Х», – она еле сдерживалась, чтобы не заплакать: – Он, знаете, не отступил. Проявил характер… У него не было выбора куда поступать учиться. Он с детства проникся подвигом кремлевских курсантов. И в 2017 году 7 октября они прошли 95 километров пути подвига кремлевских курсантов… Саша читал об участниках войны…
(Фото 16 Говорит бабушка)
Вырастившая Сашу бабушка долго говорила и кому-то показалась многословной. Но не мне. Ее бы я слушал и слушал…
Бахметьева:
– Хочу поблагодарить особо всех неравнодушных людей, воспитанников, родителей, педагогов и всех, кто принимал участие в увековечении имени Саши, большое-большое спасибо…
Кадет:
– Слово предоставляется настоятелю храмового храма корпуса отцу Димитрию…
Священник:
– Братья и сестры! По нашей традиции церкви освятим эту доску… Божье благословение будет на ней, и всякий взирающий на нее проникнется мужеством и подвигом, который совершил Александр Крынин…
(Фото 17 Отец Димитрий освящает)
И запел:
– Царство небесное… Во имя Отца и Сына… Аминь… Сотвори твоему воину Александру вечную память, веч-ну-ю… Вечная память…
Казалось, люди только разогрелись, чтобы говорить, и думается, получился бы большой душевный разговор, и от того самому Саше, смотрящему на нас с доски, стало бы лучше, но прозвучало:
– Митинг, посвященный открытию памятной доски выпускнику… Крынину Александру Эдуардовичу объявляется закрытым.…
Словно кто-то куда-то спешил.
Но ведь основой массе присутствующих спешить было некуда: они бы отдали Саше не только этот час своего времени, но и день, а кто и больше.
Что ж…
Но тут началось то, что только добавило ярких впечатлений и вселило уверенности в правоте дела кадетов и их Героя.
Раздалась команда:
– Равняйсь, смирно! В походную колону, повзводно, 11 класс прямо, остальные на-пра-во! Шагом марш!
Заиграл марш.
(Фото 18 К торжественному прохождению готовы)
По плацу во главе колонны понесли знамя корпуса.
Также знамя части нес Александр Крынин…
(Фото 19 Идут кадеты)
(Фото 20 Идут кадеты)
(Фото 21 Идут кадеты)
(Фото 22 Идут кадеты)
(Фото 23 Идут кадеты)
(Фото 24 Идут кадеты)
За знаменосцами сначала шли кадеты постарше, потом помладше. Во главе младших шел маленький кадет, высоко поднимая ногу, повернув голову и приложив руку к голове.
Старался!
На глазах у всех без исключения наворачивались слезы…
Шла молодая поросль русской армии…
Вот увидел Грекова. Видимо, тоже прорвался, как и я. Мы с ним обнялись…
(Фото 25 Греков)
(Фото 26 Греков с матерью кадета)
Он обнялся с матерью кадета.
Потом кого-то пригласили в кабинет директора, в котором я не раз бывал при прежнем директоре Голомедове, а все остальные поднялись на верхний этаж в актовый зал на концерт. Я особо не переживал, что меня не позвали в кабинет директора и ходил по корпусу. Вот в коридоре увидел уголок Крынину.
Два огромных крыла с его погонами и наградами словно оберегали Сашу.
Какие молодцы! – подумал о корпусе. – Чтут!
(Фото 27 Уголок Крынину)
(Фото 28 Марья с сынишкой у уголка Саше)
(Фото 29 Марья с сынишкой и бабушка)
В холле увидел панно в честь истории корпуса.
Меня радовало…
(Фото 30 Панно)
(Фото 31 Панно)
(Фото 32 Панно)
Жалел, что допустили в корпус только избранных. Народного открытия доски не получилось. И многие воронежцы, которые бы привели сюда своих детей, многие ветераны – этой возможности лишились.
Несмотря на это я в приподнятом настроении направлялся домой. На солнце пригревало. Снег таял. Шел с чувством: Саша Крынин не одинок. Он с нами. Мы с ним. И это очень радовало и вселяло надежду, что устроится жизнь у Марьи и у Ленечки.
А как же. Ведь Саша Крынин за нас и за них воевал.
P.S. На следующий день полковник Бужин выставил в Контакте информацию, как он посетил корпус, как помянули Крынина, что-то явное надуманное написал о его подвиге, но я спорить не стал, главное: Саша Крынин – Герой! А моя жена послала ему обложку готовящейся к выходу в Москве моей книги, где рассказано о Крынине.
Может, почитает.
Михаил Федоров,
автор книг «Роман Филипов»,
«Герои Сирии. Символы российского мужества» и др.