Уход российского миллиардера Романа Абрамовича с поста спикера законодательного собрания Чукотского автономного округа стал предметом активного обсуждения и комментариев экспертов.
Главные вопросы, которые в этой связи хотелось прояснить — является ли эта отставка признаком того, что закон, запрещающий госслужащим России иметь счета за границей и прозванный экспертами законом о "национализации элиты", начинает претворяться в жизнь, невзирая на лица? Или же это лишь частный случай, выпадающий из общей канвы событий?
Мнения, опрошенных "Росбалтом" политологов разделились.
Так, Игорь Бунин уверен, что уход Абрамовича действительно решением человека, поставленного перед выбором "власть или бизнес". Эксперт полагает, что бизнесмен не захотел возиться с закрытием своих иностранных счетов, в связи с тем, что для Абрамовича это "просто невозможно физически".
Абрамович "выполнил свои обязательства перед Владимиром Путиным, привел в порядок Чукотский автономный округ, оставляет там своего человека, и, видимо, будет продолжать инвестировать в этот край", — считает Бунин.
В то же время, политолог убежден, что хозяин футбольного клуба "Челси", давно живущий в Англии, не может позволить себе закрыть свои иностранные счета, поскольку "он уже больше рантье, чем предприниматель".
Бунин не сомневается, что тем представителям российской политической элиты, которые хотят продолжать свою политическую карьеру в России, придется делать выбор — либо закрывать свои зарубежные счета, либо прекращать работать в структурах власти.
Политолог Григорий Голосов придерживается на этот счет другого мнения. По его словам, нынешняя отставка Абрамовича не является частью политики "национализации элиты". Это лишь единичный случай, считает он.
Эксперт в этой связи напомнил, что Абрамович уже давно просил, чтобы его отпустили со всех постов в чукотской администрации, но до недавнего времени вынужден был оставаться в должности спикера местной Думы.
В то же время, полагает Голосов, отставка Абрамовича связана с изменением политики центра по отношению не только к Чукотке, но и к другим российским регионам.
"Если при Владиславе Суркове проводилась политика тотального контроля, которая предполагала наличие у региона богатого спонсора, то сейчас контроль будет осуществляться методом управляемого политического конфликта между разными региональными группировками", — убежден эксперт.
"Для федерального центра такая региональная политика является гораздо более дешевой стратегией, потому что для этого не нужно покупать конфликтующие группы, как это было, например, при Абрамовиче на Чукотке, а можно просто манипулировать ими", — считает Голосов.
"В других регионах использование этой новой стратегии находится сейчас в зачаточном состоянии, но эта практика будет развиваться", — уверен эксперт.
Что касается закона "о национализации элит", то он будет применяться выборочно, считает политолог.
"В России все законы применяются избирательно, в том числе, и этот", — говорит Голосов, рассуждая о дальнейшей судьбе губернаторов и регионального чиновничества.
Политолог Алексей Макаркин убежден, что Абрамович и после своей официальной отставки с поста спикера останется и в российской, и в мировой элите, и продолжит свое присутствие на Чукотке в том или ином качестве.
Эксперт полагает, что его присутствие на полуострове выгодно и Кремлю, и самому Абрамовичу, для которого, как говорит Макаркин, "это форма социальной ответственности".
Что касается того, как после этой отставки будет применяться закон "о национализации элит", то по мнению политолога, это будет делаться достаточно формально.
"Этот закон нельзя применить к одним губернаторам и не применять к другим. Формально, уход Абрамовича — это часть политики "национализации элит", но в реальности отношения между Абрамовичем и Чукоткой вряд ли изменятся", — уверен политолог.
"Другое дело, что есть схемы, позволяющие обойти его, и вряд ли эти схемы будут вызывать большие протесты у Кремля", — отметил Макаркин.
Эксперт выделяет лишь два возможных случая, "когда глава региона, как и любой другой крупный политик в России могут оказаться под ударом".
Первый, считает Макаркин, это когда глава региона чем-то не угодил верховной власти, например, оказался замешан в поддержке оппозиции. Второй — когда он утратил высокого покровителя в Москве, "или когда его патрон потерял силу, и стал неспособен оказать ему эффективную поддержку".
"Не думаю, что в других случаях власть будет особенно придирчива по отношению к главам российских регионов", — полагает эксперт.
"Но формально, закон "о национализации элит" будут соблюдать. Напрямую владеть счетами в зарубежных банках элите будет уже невозможно", — говорит Макаркин.
Тем не менее, считает политолог, "уход Абрамовича отнюдь не является сигналом того, что власть действительно решила отделить капитал от провластной политики".
Подробнее:http://www.rosbalt.ru/politrally/2013/07/02/1147874.html