Государственная Третьяковская галерея объявляет о поступлении новых произведений в свое собрание, приобретенных на доход от эндаумента — фонда целевого капитала музея за 2020 год.
Совет по использованию целевого капитала принял решение приобрести две картины современного живописца Ивана Николаева — «Свадьба у Александровского сада» (1987) и «Похоронный оркестр» (1992). В настоящее время эти работы представлены в постоянной экспозиции «Искусство ХХ века» в Новой Третьяковке.
Фонд целевого капитала музея, основанный в 2018 году, стал важным инструментом обеспечения стабильной деятельности Третьяковской галереи по двум направлениям — пополнению коллекции и развитию малых музеев. Весной 2021 года в Доме-музее В.М. Васнецова, одном из малых музеев Третьяковской галереи, состоялось заседание совета по использованию целевого капитала. Благодаря профессиональной работе управляющих компаний в 2020 году эндаументам Галереи практически удалось достичь докризисного уровня прибыли.
Фото: Валерия ЛОМОВА
Доход от целевого капитала «Поддержка малых музеев Третьяковской галереи» за 2019 и 2020 годы было решено направить на реконструкцию и оформление экспозиции Музея братьев Павла и Сергея Третьяковых, который в ноябре 2021 года откроет двери для посетителей.
В истории Галереи уже был опыт, аналогичный эндаументу, внедренный по завещанию одного из основателей музея — Сергея Михайловича Третьякова, оставившего после себя капитал, проценты с которого направлялись на приобретение для Галереи произведений русских художников. В настоящее время музей продолжает прерванные некогда традиции меценатства и благотворительности, заложенные С.М. Третьяковым.
Картины «Свадьба у Александровского сада» (1987) и «Похоронный оркестр» (1992), приобретенные на доход от эндаумента в 2020 году, посвящены мифологии города, его персонажам и ритуалам. Произведения Николаева отличает особая эмоциональная выразительность, подчас несколько ироничная интонация. Соединяя разные стили и материалы, свободно обращаясь с пространством, композицией и цветом, художник не только передает дух эпохи, создавая гротескные и экспрессивные образы действительности, но и демонстрирует глубокое осмысление укорененных в классическом русском искусстве вечных тем, обращающих зрителя к размышлениям о начале и конце жизни.
В собрании Третьяковской галереи находятся три произведения Ивана Николаева 1970-х годов, недавно подаренные автором: «Голова» (1974–1975), «Музыкальный экспресс» (1976), «Смерть Попкова» (1978). Все они относятся к экспериментам мастера в области создания трехмерных объектов и инсталляций. «Свадьба у Александровского сада» и «Похоронный оркестр» — первые живописные работы мастера, поступившие в коллекцию музея.
ВИДЕО
Имя Ивана Валентиновича Николаева (род. 1940), художника-монументалиста, живописца и графика, стоит особняком в советском искусстве второй половины ХХ века, как официальном, так и неофициальном. Сын художников Татьяны Серебряковой и Валентина Николаева, представитель знаменитой династии Бенуа — Лансере — Серебряковых, Иван Николаев с рождения находился в пространстве изобразительного искусства, жил среди произведений своих знаменитых родственников, и во многом это предопределило его судьбу. Мастер искал свой путь в искусстве, собственный художественный язык, стремился к предельной интенсивности пластического высказывания.
Иван Николаев учился в знаменитой Московской средней художественной школе при Московском государственном художественном институте имени В.И. Сурикова, а в 1964 году окончил отделение монументально-декоративной живописи Московского высшего художественно-промышленного училища (бывшее Строгановское). По окончании учебы он оформлял интерьеры общественных зданий. Среди его работ — роспись банкетного зала ресторана «Встреча» (Москва, 1967); мозаика для Международного почтамта (Москва, 1970); плафоны банкетных залов для иностранных приемов ресторана гостиницы «Националь» (Москва, 1975–1977); плафоны для Дома культуры имени М.В. Фрунзе (Ростов-на-Дону) и другие. Наибольшую известность ему принесла работа над художественным оформлением станций Московского метрополитена «Боровицкая», «Отрадное» (совместно с женой Мариной Михайловной Дедовой-Дзедушинской) и «Достоевская». Однако особый интерес для Третьяковской галереи представляет живопись, объекты и инсталляции, которые были представлены на персональной выставке Ивана Николаева, состоявшейся в Галерее с декабря 2018 по февраль 2019 года.
В настоящее время эндаумент Третьяковской галереи, направленный на пополнение коллекции, формируется благодаря частным добровольным пожертвованиям, в том числе, поступившим от работы цифровой платформы «Моя Третьяковка».
Положительный опыт Галереи в работе фонда целевого капитала может способствовать интересу к фондам целевого капитала других российских музеев и помочь в развитии музейного дела в России.
Подготовил Александр ПЕРЕПЕЧКО