«Не защитив природу от самих себя, мы нарушим баланс мироздания» - Интервью

«Не защитив природу от самих себя, мы нарушим баланс мироздания» - Интервью - фото 1

Сегодня, 23 мая, в России отмечают День Земли или Симонов День, почитаемый славянами. В этот день считалось, что "Мать Сыра Земля" отдыхает. Поэтому, согласно поверьям, нельзя в этот день копать, пахать и боронить, втыкать в землю острые предметы. Также считалось что на лугах в этот день всходят самые полезные и целебные травы, имеющие особую чудодейственную силу. И поэтому в этот день первый раз в году собирали лекарственные травы.

Политолог, публицист и теолог Теймур АТАЕВ в интервью ЭкоГраду о традициях Дня Земли, об отношении к нему в странах и мировых религиях.

 

- Теймур Октаевич, как Вы считаете, с чем связано появление таких праздников, как День Земли? Какова необходимость в таком Дне?

 

- Ежегодно во многих странах мира уже традиционно отмечается т.н. «День земли». Изначально инициаторы выделения специальной даты под это событие основой подхода ставили обращение внимания человечества на хрупкость экосистемы Земли, с побуждением планетарного населения стать повнимательнее к ней.

 Два месяца назад, 20 марта, в день весеннего равноденствия, когда длительность дня и ночи практически была равна во всех странах, мы отметили Всемирный день Земли. Месяц назад, 22 апреля, экологи разных стран отпраздновали Международный день земли, который был учрежден в 2009 году на сессии Генеральной Ассамблеи ООН и поддержан более 50 государствами-членами ООН.

 Резолюция Генассамблеи ООН 2009 года использует термин «Мать-Земля», тем самым подчеркивает зависимость между планетой, ее экологией и человеком.

 Ведь земля — это наш дом, и об этом надо помнить не только в День земли, а всегда. Потому что бережное отношение к земле, природе каждого из нас позволят сделать нашу планету чище и лучше.

 

«Не защитив природу от самих себя, мы нарушим баланс мироздания» - Интервью - фото 2

- Является ли охрана окружающей среды вопросом моральной ответственности лидеров стран, народов и мировых религий?

 

- Когда главы ведущих стран мира пять лет назад в Париже вели переговоры о соглашении по противодействию изменению климата, они получили четкое послание от мировых религиозных лидеров, которое было сформулировано таким образом: забота о нашей планете – это нравственный долг. Религиозные лидеры поддержали глобальное климатическое соглашение, активно выступают с призывами защищать окружающую среду, отказываться от нерационального использования естественных ресурсов Земли.

 Весьма симптоматично, что, например, в ряде мечетей Дню Земли посвящаются пятничные хутбы, затрагивающие мировые экологические проблемы, с освещением обязанностей верующих по отношению к окружающей среде, заложенных в Коране.

 Вопрос, однако, в том, что сложившаяся на сегодня ситуация с природой актуализирует обращение к этой тематике со стороны соответствующих госструктур и общественных объединений, глав государств и духовных лидеров значительно чаще. Окружающая среда включает в себя, в целом, все живое; воздух, которым мы дышим; воду, необходимую для нашего существования; землю, «производящую» для нас еду. Говоря другими словами, это – важнейшая подпитка для организма, т. е. нашей жизни.

 Парадокс заключается в том, что, если раньше под защитой окружающей среды понималось «всего лишь» ограничение отрицательного влияния на нее человеческой деятельности, сегодня речь идет о спасении (в буквальном смысле слова) природы от действий и бездействия людей. Здесь подразумевается загрязнение водных ресурсов мусором, строительными и др. материалами; атмосферного воздуха – промышленными предприятиями и транспортными средствами; сокращение численности лесных ресурсов (вырубка деревьев) и т. д.

 Эти моменты создают проблематику для биоразнообразия (разнообразие жизни на Земле и формируемой им естественной системы), предусмотренного в качестве поддержки функционирования глобальной окружающей среды. В частности, резко сокращается фауна. Неуважение с нашей стороны к земле приводит к эрозии почвы, уменьшению ее плодородия. Безусловно, природные катаклизмы не дремлют, приводя, например, к угрозе опустынивания 1/3 поверхности Земли и пятой части населения мира. Но, к сожалению, именно вследствие небрежного отношения человечества к природе, исчезают элементы, необходимые для поддержания условий нашей жизнедеятельности.

 

- С чем Вы связываете такой беспредел по отношению к «Матери-Земле»?

 

- В глобальном плане, наиболее отрицательный результат такого людского беспредела просматривается в нарушении предусмотренного Всевышним формата мироздания, в особенности через призму ее Величества З-земли - с заглавной и прописной буквы. Возможно, последний акцент кто-то может воспринять с сомнением, но могу привести коранические строки из разных сур о сотворении людей Аллахом «из земли». Помимо этого, аспект земли неимоверно широк в своем предназначении. Ведь, установив «землю для тварей», Всевышний поместил на ней «незыблемые горы и реки» и взрастил «всякие великолепные пары растений».

 Наше здоровье в немалой степени исходит из земли, а отсюда – необходимость бережного отношения к ней, благо Господь говорит о «зерне, из которого выросло семь колосьев, и в каждом колосе – по сто зерен» (сура «Корова»: 261).

 Мы же, как о том говорилось выше, пусть и не всегда сознательно, наносим ущерб земельным угодьям, водоемам, т. е. всему, что поддерживает нас. Своим неблагодарным отношением к дарам Бога, мы отравляем не только свою, но и жизнь последующих поколений – по причине порождения «некачественной» землей массы проблем сейчас и на перспективу.

 Не защитив природу от самих себя, мы нарушим баланс мироздания. И поэтому всем миром надо постараться сберечь созданное Творцом мироздание – для самих себя и потомков!

 

Беседовал Вагиф Адыгезалов

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить